Сергей Морозов пошел на войну с пьянством

В Ульяновской области предлагают все напитки, содержащие более 1,5% алкоголя, считать алкогольной продукцией и разрешить их продажу только в специализированных магазинах. С такой инициативой выступил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на Антиалкогольном конгрессе ПФО. В законодательном собрании с инициативами губернатора согласны и готовы их «положительно рассмотреть». Ритейлеры считают, что это приведет многие компании к убыткам и росту коррупции, а проблему алкоголизации не решит.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на антиалкогольном конгрессе ПФО, проходящим в Ульяновске, выступил с новыми инициативами, направленными на борьбу с пьянством и алкоголизмом. Господин Морозов предложил внести изменения в федеральное законодательство, согласно которым «надо четко установить, что все изделия с крепостью выше полутора градусов являются алкогольными напитками»; установить возрастной порог в 21 год, с которого у гражданина может появляться право покупки алкогольных изделий; запретить любую рекламу алкогольной продукции; установить максимально высокие акцизные ставки на одеколон и любые медицинские настойки; ужесточить наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним и его распитие в общественных местах. В качестве одной из главных мер он предложил продавать алкогольную продукцию «только в специализированных магазинах, которых не должно быть много». В качестве положительного примера, к которому необходимо стремиться, губернатор привел Норвегию, где одна торговая точка алкоголя приходится на 28 тысяч жителей, в то время как в Ульяновской области одна точка на тысячу жителей.

В Законодательном собрании Ульяновской области инициативы губернатора оценили положительно. «Последние предложения Сергея Морозова, конечно, нормальные и очень существенные, — сказала председатель комитета по бюджету, налогам и предпринимательству Алсу Балакишиева. — Правильно, надо, чтобы были только специализированные большие крупные магазины, а не какие-то лавочки, торгующие даже пивом. Если губернатор объявил, значит кто-то сейчас подготовит предложения по внесению изменений в федеральный закон, и его мы поддержим — тут даже вопросов быть не может».

Госпожа Балакишиева отметила, что можно ввести изменения и в региональное законодательство, «но тогда предприниматель может подать в суд и выиграть, потому что лицензию мы обязаны выдавать всем, кто подходит по требованиям существующего закона». Однако, по ее мнению, «протолкнуть такие инициативы в Государственной думе будет очень сложно, потому что в России свои традиции, и придется предварительно заручиться поддержкой других регионов».

В департаменте переработки сельхозпродукции регионального минсельхоза, в ведении которого находится контроль производства и оборота этилового спирта, инициативы губернатора также поддерживают. «Мы работаем в таком направлении, чтобы только сетевые компании торговали алкогольной продукцией, а все маленькие магазины, в которых много нарушений вплоть до поддельного алкоголя, очень часто проверяем», — сказала „Ъ“ заместитель директора департамента Наталья Рябоконь.

Обеспокоенность порывами господина Морозова по борьбе с пьянством уже высказали продавцы и производители алкогольной продукции. Владелец двух несетевых магазинов среднего уровня, председатель ульяновского реготделения союза предпринимателей «Опора» Анатолий Сага считает, что владельцы торговых компаний после такого нововведения могут потерять более 30 % дохода. «У меня сразу возникает вопрос, а по какому критерию будут выбирать эти специализированные магазины, — сказал он. — Всегда найдутся приближенные. Мы добьемся того, что вырастет выручка у продавцов «левой» водки и «боярышника», налоговые поступления упадут. Мое личное мнение: борьбу с виноградниками мы уже проходили в 80-е годы, и все знают, к чему это привело».

С местным лидером «Опоры» согласны и сетевые ритейлеры. Депутат заксобрания и совладелец сети магазинов «Симбирск» Николай Доронин пояснил, что в случае лишения возможности торговать алкогольной продукцией его компания лишится до трети своего оборота. «Нельзя этого делать, — сказал господин Доронин. — Это будет уже не рынок, а возврат к распределиловке, решая одну проблему, мы создаем себе несколько новых». «Многим сетевикам дополнительные доходы от продажи алкогольной продукции помогают организовывать круглосуточную работу или работу до позднего вечера, кроме того, магазины не должны быть только гигантами, их должно быть много и они должны быть в шаговой доступности, так живет весь мир». По мнению господина Доронина, «инициативы похожи на лоббирование чьих-то интересов, а это еще один фактор роста коррупции». Он также считает, что не надо запрещать торговлю в вечернее время элитными крепкими напитками — водкой, коньяком, а наоборот «запретить вечернюю торговлю пивом, потому что молодежь водку и коньяк не покупает, а пьет пиво, что нередко ведет к пивному алкоголизму».

Директор по развитию пивоваренной компании «Витязь» Артем Янаев считает, что они могут потерять в случае появления «спецмагазинов» около 15-20% оборота, «что не смертельно», поскольку компания планирует ориентироваться на сетевиков.

Сергей Титов