Эксперты агентства РИА Рейтинг выяснили социально-экономическое положение регионов России по итогам 2023 года. Лидирующие позиции, как и ранее, занимают Москва (94,4 балла) и Санкт-Петербург (89 баллов). Еще у трех регионов – Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра и Московской области – интегральный рейтинг по итогам 2023 года превышает отметку 80 баллов. Названные регионы стабильно являются лидерами рейтинга и входят в первую пятерку на протяжении нескольких лет. Кроме них в первую десятку рейтинга также входят Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский край, Ленинградская область и Красноярский край. По сравнению с 2022 годом состав первой десятки не изменился. Внутри десятки изменились лишь места четырех регионов в пределах одной-двух позиций. Ульяновская область в рейтинге за год улучшила свои позиции, поднявшись с 54 на 53 место. Состав нижней части рейтинга также практически не изменился. В последнюю десятку входят Чеченская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область и Республика Тыва. Как считали рейтинг Центр экономических исследований РИА Новости подготовил 14-й по счету ежегодный рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Он построен на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за 2023 год. Результаты рейтинга позволяют судить об уровне и динамике социально- экономического развития того или иного региона в сравнении с другими субъектами РФ. Методика составления рейтинга основана на агрегировании показателей, характеризующих экономическое положение регионов. Анализируемые показатели были условно разделены на четыре группы: показатели масштаба экономики (объем производства товаров и услуг, доходы консолидированного бюджета, численность занятых в экономике, оборот розничной торговли); показатели эффективности экономики (объём производства товаров и услуг на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, доля просроченной кредиторской задолженности в суммарном объеме кредиторской задолженности, доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам – резидентам и индивидуальным предпринимателям в суммарном объеме такой задолженности).
Также принимались во внимание показатели бюджетной сферы (доходы консолидированного бюджета на душу населения, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета и другие) и показатели социальной сферы (отношение доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности, смертность населения трудоспособного возраста, доля населения с доходами ниже границы бедности).
На первом этапе был рассчитан рейтинговый балл субъекта страны по каждому показателю, на втором – рейтинговый балл региона по группе факторов, на третьем – интегральный рейтинг. Рейтинговый балл субъекта Федерации по каждому показателю варьировался в диапазоне от 1 до 100. Субъект РФ с наилучшим значением показателя получал рейтинговый балл, равный 100, а субъект РФ с наихудшим значением – 1.
Рейтинговый балл по группе факторов определялся путем агрегирования рейтинговых баллов всех входящих в группу показателей. Интегральный рейтинг (итоговое значение рейтингового балла, по которому производилось ранжирование регионов) – как среднее геометрическое рейтинговых баллов всех анализируемых групп факторов.
Как отметили составители рейтинга, при его расчете по итогам 2023 года была актуализирована методика в связи с изменением набора публикуемых Росстатом данных. В целях корректного сопоставления результатов 2022 и 2023 годов информация о рейтинговых баллах и местах регионов по итогам 2022 года приведены на основании расчетов по актуальной методике.
|
|