За последние два года российский авторынок изменился кардинально: ушли старые и пришли новые бренды, страну наводнили контрафактные комплектующие и расходные материалы. По мнению экспертов, самостоятельная покупка нужной запчасти сегодня сродни «коту в мешке»: легко нарваться на поддельную деталь, что в итоге может вылиться в дорогостоящий ремонт. Спросили экспертов, как ульяновцам защититься от контрафакта.
Исследование международной сети автосервисов FIT SERVICE и аналитического агентства Gruzdev-Analyze показало, что в прошлом году более 23% опрошенных россиян столкнулись с контрафактом. Треть из них приобрели поддельные масла и горюче-смазочные материалы, 23% — свечи зажигания, 15% — фильтры, 14% — детали подвески и рулевого управления.
Как отмечают эксперты, больше всего подделок в бюджетном сегменте. Причина, по которой контрафакт наводнил страну – долгие сроки поставок запчастей, непрозрачные цепочки поставок, а также отсутствие действенного контроля за подделками. Российские производители работают над заменой импортных компонентов, однако чтобы закрыть потребности рынка, нужны большие объемы, а для этого требуется определенное время.
– Раньше доля подделок доходила до 60%, а сейчас на российский рынок зашли новые, неизвестные бренды, и контрафакта стало еще больше. Точные цифры назвать сейчас очень сложно: у одного и того же продавца можно приобрести как оригинальную, так и поддельную деталь. Исходя из нашего опыта, чаще всего сегодня встречаются контрафактные запчасти, «маскирующиеся» под оригинальные массовые бренды (Kia, Hyundai, Nissan и другие). Также уже есть и подделки под известные, давно зарекомендовавшие себя бренды-аналоги – например, NGK, Valeo, Bosch, и другие, – отмечает технический директор компании «Авторай-Премиум» Сергей Паринцев.
Весна и лето – пик спроса на автозапчасти и ремонт автомобилей. Резко возрастает объем продаж популярных расходников – фильтров, свечей, тормозных колодок, дисков, и прочего. Также автолюбители часто меняют масло, которое также подделывают все чаще. Сегодня, по оценкам экспертов, доля контрафакта в этом сегменте достигает 40%. Чем более популярен товар, тем больше шансов, что в ваши руки попадет далекий от оригинального качества продукт. При этом производители контрафакта научились работать филигранно: их запчасти и масла не отличишь от брендовых: есть и голограммы, и идентификационные номера, и качественные коробки с хорошими принтами.
– Использование подделок в буквальном смысле может быть опасным для здоровья и жизни. Тормозные колодки, рулевые наконечники или тяги, сделанные из некачественных материалов, или восстановленные из старых запчастей (выглядят они как новые) в автомобиле могут сразу же выйти из строя. Это грозит потерей управляемости – можно вылететь в кювет или на встречку, а тормозной путь запросто увеличится вдвое, а то и больше, – рассказывает Сергей Паринцев.
Контрафактные жидкости могут сильно навредить самому автомобилю. Так, по словам эксперта, поддельное масло может быстро «состариться», это сократит ресурс двигателя. Также оно может превратиться в желе, забить маслоканалы, в итоге движок может и вовсе выйти из строя. То же касается коробки передач, которая сильно страдает из-за недостатка масла. Поддельные охлаждающие жидкости (бывают и такие!) могут закристаллизоваться, что приведет к перегреву двигателя. Итог всего этого – дорогостоящий ремонт.
– У нас были такие случаи. Однажды приехал владелец иномарки, который залил хорошее (с его слов) масло, а оно превратилось в желе, свернулось, в итоге сработал датчик, ситуацию исправили. Другой автолюбитель купил некачественный топливный фильтр, а после машину к нам доставили на эвакуаторе. Это была очень наглая подделка: толщина фильтрующего элемента – всего сантиметр, он моментально забился. Хорошо, что для дорогостоящего автомобиля все это закончилось лишь заменой на нормальную деталь. Еще один случай – рассыпавшиеся после 200 километров пробега в пыль тормозные колодки… К сожалению, такое все чаще случается с теми, кто предпочитает покупать автозапчасти сам, – поясняет технический директор компании «Авторай-Премиум».
Как этого избежать? Эксперты советуют приобретать комплектующие там же, где они будут их менять – то есть, на станциях техобслуживания и в сервисных центрах. Они дают гарантию как на саму деталь (или жидкость), так и на работу по ее установке (замене). Если же вы привезете купленную самостоятельно деталь, сервис будет отвечать только за работу. Шансы, что продавец контрафакта возместит ущерб, мизерный – это придется долго и сложно доказывать.
– Мы работаем с проверенными поставщиками, пока никаких сложностей не было. Давать какие-то прогнозы сейчас сложно – ситуация на рынке постоянно меняется. Но точно скажу одно: мы уже гораздо лучше знаем бренды, которые пришли в Россию в последние годы. Уже накопили определенный опыт работы с ними, плюс наладили альтернативные поставки оригинальных деталей. Да, ожидание может быть в этом случае дольше привычных сроков, но зато есть гарантия качества, – резюмирует технический директор ООО «Авторай-Премиум» Сергей Паринцев.