В конце прошлого года в административном здании ОАО «УАЗ» была организована фотовыставка «Победитель бездорожья – УАЗ-469», посвященная 40-летию с начала выпуска легендарного автомобиля. В экспозиции было использовано более 100 фотографий, официальных документов из различных архивов, приведены интересные факты и основные вехи в истории автомобиля-легенды.
Первый УАЗ-469 сошел с конвейера Ульяновского автомобильного завода 15 декабря 1972 года. Он был создан как автомобиль повышенной проходимости специально по заказу Вооруженных сил страны, и в свое время по своим техническим характеристикам соответствовал требованиям мировых стандартов.
В 1974 году на Кавказе проходил автопробег, в рамках которого испытывались внедорожники новой модели УАЗ-469. Конечной точкой маршрута был Грозный, а Эльбрус – всего в сотне километров от трассы на столицу Чеченской республики. Почему не заехать?
В поселке Терскол – последнем населенном пункте перед Эльбрусом – был разбитбазовый лагерь. Восхождение запланировали на утро, а вечер было решено посвятить подготовке машин и отдыху: проверили давление в шинах, уровень масла в двигателе… Но отдыха не получилось. В ночь перед официальным восхождением к водителям «УАЗов» обратились спасатели: «На горе в трещину попали люди. Необходимо срочно доставить наверх спасательное оборудование. Без помощи до утра могут замерзнуть». Ульяновские испытатели откликнулись на эту просьбу.
«Теплый предгорный воздух постепенно сменился на пронзительный колючий ветер, температура упала ниже нуля,
– вспоминал впоследствии легендарное восхождение один его участников Владимир Харужа.
– Тучи закрыли солнце, стало не по себе. Смотреть по сторонам страшно! Слева – отвесный обрыв глубиной более километра, справа – как стена, встали скалы, проселочная дорога превратилась в узкую горную тропу, по которой до последнего времени ходили лишь ишаки. Взгляд
– только вперед, правая нога давит на газ! Главное – не испугаться и не нажать на тормоз! Это равноценно смерти. В этом случае колеса потеряют сцепление с дорогой и велик шанс рухнуть в пропасть. Испытание не для слабонервных! Машинам не легче: разреженный воздух отнял у двигателей 20-30 л. с., шины из последних сил вгрызаются в каменную осыпь и периодически начинают буксовать, колеса по левому борту вот-вот сорвутся вниз. Но вдруг горы как будто расстопились, и перед нами встает обледенелое заснеженное плато. Высота 4000 метров. Весь путь занял около 38 минут. Спасатели с нашей помощью смогли добраться до терпящих бедствие альпинистов очень быстро. Все люди были спасены». Спускались уже в сумерках. На утро для зачета повторили пройденное и даже поднялись чуть выше – до высоты 4200 метров над уровнем моря. Это было большое достижение – до такой высоты на Эльбрус на автомобилях в то время не забирался никто!
За прошедшие годы ульяновские внедорожники не раз доказывали свои уникальные возможности в самых трудных условиях высокогорья, пустыни и Крайнего Севера, не только устанавливая автомобильные рекорды, но и спасая людей в самых экстремальных ситуациях. Не случайно спасатели, работающие в труднодоступных районах России, традиционно отдают предпочтение автомобилям УАЗ. И эта эстафета сотрудничества продолжается по сей день.
Обязательно надо отметить, что в трудные 90-е годы УАЗ-469 широко использовался как продукция бартера и помог стабилизации, а впоследствии и развитию экономики Ульяновской области.
Неприхотливый и надежный внедорожник широко использовался как в армии, так и в народном хозяйстве, был востребован в России и за рубежом. За 40 лет было выпущено более 1,2 миллиона внедорожников, которые экспортировались в 100 стран мира.