Вам никогда не хотелось узнать, что находится внутри «черного ящика»?

Заместитель руководителя центра обработки и анализа полетной информации авиакомпании «Волга-Днепр» Анатолий Мартиянов знает о «черных ящиках», а точнее, бортовых самописцах – все, потому что работает с ними 20 лет.

«Я закончил в Самаре авиационный институт имени академика Королева», – с гордостью сообщил Анатолий Мартиянов. – И приобрел там хороший багаж знаний, который в итоге, помог мне стать настоящим профессионалом своего дела».

– А в детстве хотел быть пилотом, ведь мой отец – военный летчик. И рос я в военном городке рядом с самолетами. Как любой мальчишка, был в них влюблен и мечтал о небе. Но из-за проблем со зрением о карьере летчика пришлось забыть. Хотя институт все-таки выбрал авиационный, стал авиаинженером. И на земле можно летать, поверьте. Если ты любишь свою профессию, если на работу идешь с удовольствием – как будто крылья вырастают. Тем более, что со мной всегда рядом самолеты, как и в детстве, – продолжает Анатолий Яковлевич.

Трудовой путь Анатолий Мартиянов начал на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе. Профессиональный дебют молодого специалиста состоялся в отделе автоматизированных систем, куда он был принят на должность инженера-конструктора. Направление попалось непростое – конструировал устройства для автоматизации испытаний отдельных самолетных блоков. А через два года Анатолий Мартиянов перевелся в летно-испытательный комплекс в службу объективного контроля, которая занималась анализом полетной информации. Тогда и началось его сотрудничество с авиакомпанией «Волга-Днепр».

– В то время у компании не было своей службы по обработке полетной информации, – рассказывает Мартиянов. – «Волга-Днепр» сотрудничала с летно-испытательным комплексом «Авиастара».

Но в 1997 году в «Волга-Днепр» такая группа была создана, и Анатолия Яковлевича пригласили туда.

Как выглядит рабочее место специалиста по обработке и анализу полетной информации? Обычный офисный кабинет. Рабочие столы. Компьютеры. Почти у всех специалистов на экранах – графики. Разноцветные линии то соединяются, то разбегаются в стороны. Именно они записываются в памяти «черного ящика». Каждая такая цветная линия – параметр состояния отдельной системы самолета. Это мне, постороннему человеку, рисунок на компьютере кажется лишь забавным сплетением синих, желтых и зеленых черточек, зигзагов, прямых. А Анатолий Яковлевич, бросив взгляд на экран, видит, что, например, 25 февраля 2011 года полет самолета проходил в нормальном режиме.

– Читая графики, мы ищем отклонения в пилотировании, дефекты в работе техники. Объем информации огромен, поэтому на помощь человеку здесь приходят умные программы. Задача инженера – определить достоверность полетной информации и выявленных ею событий. Прямо надо сказать, это уникальные программы, которые обрабатывают полетную информации синхронно со звуковыми записями радиообмена экипажа.

– Наверняка Вы и без компьютерных программ можете увидеть отклонение от нормы?

– Конечно, можем. Но глаз человека не даст такого точного результата, как компьютер.

– Мне кажется, что Вы очень увлечены своей работой.

– Еще бы! Ведь работая с бортовыми самописцами, я каждый раз нахожусь практически в режиме реального полета, я знаю все, что происходит на борту. Позволю себе сравнение: это как книгу читать – каждый раз новая история. А когда понимаешь, что от твоего труда зависит безопасность полетов – а это жизнь самолета и экипажа – трудишься с полной самоотдачей и выкладываешься по максимуму. Согласитесь, если бы работа была не интересна, то вряд ли бы человек занимался ей не один десяток лет.

– Какими качествами должен обладать специалист по обработке полетной информации?

– Хорошими техническими знаниями, усидчивостью, внимательностью. Я всегда шучу: если человек может спокойно почистить ведро картошки, он сможет работать у нас.

– У Вас редкая специальность. А как Вы передаете опыт молодому поколению?

– Действительно, освоить нашу специальность не просто. Я ведь не всегда работал с бортовыми самописцами. Но по образованию инженер. А название этой профессии произошло от латинского слова «ingenium», что означает «способность, изобретательность». Люди этой профессии могут работать на любом направлении. Видимо, и мне суждено было стать инженером, как говорится, по способностям. Конечно, я передаю свой опыт молодым сотрудникам. Как же иначе, ведь авиации всегда будут нужны эксперты в области обработки полетной информации. Мы рады тому, что к нам приходят выпускники вузов, значит, будет кому доверить серьезное дело.

– Вы сказали, что отечественную авиацию ждет большое будущее. А как вы оцениваете ее современное состояние?

– Такая страна, как Россия, должна иметь мощные крылья. Посмотрите, например, на Бразилию. Бывшее аграрное государство делает сегодня вполне приличные самолеты. А мы никак не запустим свои производственные мощности. Так недолго превратиться в сырьевой придаток. Зато наша авиакомпания каждый день доказывает, что отечественные самолеты конкурентоспособны на мировом рынке, а зачастую, незаменимы. «Волга-Днепр» – мировой лидер в области авиаперевозок уникальных и негабаритных грузов. И если мы продолжим строить «Русланы», то Россия обязательно останется лидером в этой высокотехнологичной и перспективной отрасли.

Наталья Марцымова