Постановление правительства о вводе платы за проезд по дорогам федерального значения грузовиков массой более 12 т вступило в силу и уже наделало немало шума. Проходящие сейчас акции протеста дальнобойщиков захватили внимание страны и СМИ. Перевозчики апеллируют к высокому росту затрат и угрожают ростом цен на 30%, эксперты прогнозируют рост цен на продукты, скачок инфляции и перебои в торговых сетях.
Справедливости ради нужно отметить, что сложности, возникшие при запуске, вызывают удивление, так как был дан значительный срок на подготовку и тестирование. Такой старт негативно сказывается на репутации инициативы, которая, если обратиться к цифрам и калькулятору, действительно целесообразна и никак не может привести к заявляемому росту цен.
Изменения в регулировании автомобильных грузовых перевозок назрели давно. Так, по данным Росстата, количество зарегистрированных в стране грузовых автомобилей за последние 15 лет увеличилось на 41%, а легковых автомобилей – на 113,5%. Нагрузка на федеральные трассы даже без учета автобусов и автомобилей, зарегистрированных за рубежом, выросла с 510 автомобилей на 1 км до 908 автомобилей на 1 км (протяженность федеральных дорог за этот период выросла на 10%). Это существенно повысило нагрузку на дорожное покрытие, ускорило его износ, а также поставило вопрос о дефиците дорог, ликвидация которого требует серьезного инвестиционного ресурса.
У нас любят по случаю и без вспоминать слова классиков о качестве российских дорог, проводя при этом параллели с немецкими автобанами и американскими хайвеями. Стоит отметить, что европейская автодорожная инфраструктура поддерживается в том числе за счет схожих мер уже с середины 90-х гг. Например, в Германии при движении по автомагистралям грузового транспорта массой более 12 т взимается плата от 8 до 22 евроцентов за километр пути в зависимости от количества осей и степени экологичности автомобиля. В Швейцарии условия еще жестче – платят все авто с массой более 3,5 т. Для постоянно работающих в странах ЕС перевозчиков есть выход – абонементы, которые можно приобрести на сутки, неделю, месяц и год. По текущему тарифу на этот год стоимость годового абонемента для грузовика с четырьмя осями составляет 1250–1550 евро в зависимости от степени экологичности.
Есть такие платные опции и ограничения, которые для нас пока смотрятся экзотикой. Например, в Германии однократный въезд в так называемые экологические зоны некоторых крупных городов стоит 5 евро. Также существуют запреты на движение автомобилей с массой более 7,5 т ночью в воскресенье и праздничные дни за исключением перевозок скоропортящихся продуктов и комбинированных контрейлерных перевозок с протяженностью автомобильного плеча не более 200 км.
Таким образом, предлагаемая государством мера, как любят говорить зарубежные консультанты, соответствует лучшим мировым практикам. Оппоненты утверждают, что более целесообразным было бы увеличение акциза на топливо. Немецкий опыт показывает положительность таких решений, но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Там часть доходов федерального бюджета, получаемых от налога на бензин и дизельное топливо, направляется в бюджет федеральных земель. Последние обязуются использовать эти средства на организацию и развитие внутригородских и пригородных перевозок пассажиров всеми видами транспорта. Так, в 2014 г. землям перечислили 7,3 млрд евро, и из них только 18% (1,3 млрд) были потрачены на автотранспорт.
У нас же ситуация обратная – за топливо по всей стране в 2014 г. было собрано около 370 млрд руб., которые были полностью перечислены в дорожные фонды. При этом бензин и дизельное топливо потребляют не только автомобили, но и сельхозтехника, и речной транспорт, и железнодорожные локомотивы, и дизель-поезда (аналог электричек на неэлектрифицированных путях). Более того, с 2015 г. акцизом в 2300 руб. с 1 т облагается и авиационный керосин, что по итогам года может привести к перетоку 23 млрд руб. с авиационного на автомобильный транспорт, если эти деньги также будут направлены в дорожные фонды. Таким образом, запуск системы взимания платы с грузовиков, наоборот, даст возможность сбалансировать распределение доходов от акцизов между всеми видами транспорта.
Но вернемся к главному вопросу, волнующему население, – о росте цен на продовольствие. Сейчас звучат самые разные оценки – от 4–5% до апокалиптичных 20–30%. Давайте возьмем калькулятор и посчитаем на примере массового продукта, например, куриных яиц. Вес упаковки десятка яиц – около 700 г, следовательно, один грузовик с весом более 12 т (минимальный вес груза – 8 т) может перевезти минимум 11 000 упаковок. Даже если предположим, что расстояние перевозки составит 1000 км (в реальности оно, конечно, меньше) и весь путь автомобиля проходит по федеральной трассе, то при ставке 1,5 руб. за километр перевозчик заплатит 1500 руб. В результате рост стоимости перевозки одной упаковки составит 14 коп., или всего 0,2% от средней стоимости десятка яиц в торговых сетях в 60 руб.
Также не стоит забывать, что плата вводится только за проезд по федеральным дорогам, доля которых в общей протяженности дорог с твердым покрытием составляет не более 5% (51 500 км). Поэтому для более точного определения влияния принятого постановления на транспортные расходы нужно знать, какую долю в грузообороте предприятий занимает грузооборот именно по федеральным дорогам и именно на грузовиках свыше 12 т.
Так что ни о каких скачках цен, что на перевозки, что на продукты, не может быть и речи. При этом регулирование автомобильного транспорта, как показывает обзор мирового опыта, у нас находится только в начале долгого пути. А субъекты, активно педалирующие тему роста стоимости своих товаров и услуг, достойны скорее не сочувствия, а внимания Федеральной антимонопольной службы.
Автор – генеральный директор Института проблем естественных монополий
Ежов
Власть слабая у нас. Вместо того, чтобы разбираться в теме и занимать четкую позицию, работает реактивно. Жирные времена разложили всех, пора готовиться к новым реалиям
Русский ульяновец
Наивный ты, Ежов. Власть уже всё для себя решила и ни в чём разбираться не будет. Здесь затронуты интересы людей из путинского ближнего круга. Вроттенбергу не хватает денег и нужно за счёт кого-то решить эту проблему.
Мне вот интересно, как отреагируют на эти акции наши доблесные копы. Потому, что гасить хипстеров на митингах за честные выборы и мацареллу в магазинах это одно дело, а когда начинают грабить простых мужиков это уже не политика, а экономика. Это уже вопрос “А куда, сука, пойдут мои бабки?”. Это вам не ряженых казаков на Пусси Райот натравить. После такого и самого казака могут пришить.
А потом в программе Время тебе скажут, что на Украине кровожадные фашисты и бендеровцы, но в то же время – это наши уважаемые украинские партнёры, поэтму мы дадим им очередную отсрочку выплаты кредита, пока ВСУ снова начали бомбить Донецк. Зато в Гейропе детей растляют и арабов куча, а в Америка вообще Абама абизяна.
И главный вопрос, а за кого же голосовали эти водители на выборах? Наверняка за Путина и Стабильность. Чай мы не евройпейские содомиты, у нас особый путь.
Ко-ко-ко
Ну зачетнвй же пост!
Ежов, есть что возразить? Чиста-конкретно???
Римлянин
Ты чего итальянца забанил,м? У тя совесть есть?
Деньги Ротенберга-младшего
Минтранс заявил о временном освобождении дальнобойщиков от штрафов
Водителей грузовиков массой свыше 12 тонн временно освободят от штрафов за нарушения по внесению платы за проезд по дорогам федерального значения до вступления в силу поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-релиз Минтранса РФ…
Система сбора платы «Платон» была презентована в июне 2015 года. Планировалось, что с 15 ноября владельцы грузовых машин должны будут платить по 3,73 рубля за километр за проезд по федеральным трассам. Часть средств планируется перечислять в региональные дорожные фонды. Система разработана компанией «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС), которая выступит ее оператором.
РТИТС, 50 процентов в которой принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю, разработала систему и будет ее эксплуатировать и обслуживать в течение 13 лет. За это государство по договору концессии с РТИТС будет платить компании 10,6 миллиарда рублей в год из средств, собранных за проезд, остальное будет идти в Федеральный дорожный фонд для ремонта федеральных трасс.
http://lenta.ru/news/2015/11/20/drivers/
Ах Ведомости….
Ведомости да, необыкновенно достоверный и объективный источник))))
Ежов
А что по вашему “достоверный”? По моему так лучшее периодическое издание в плане анализа и глубины
ога
Is fecit cui prodest
Саакян Юрий Завенович
Генеральный директор ИПЕМ, Председатель Ученого совета
…
С 2007 года вице-президент Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники». Член подгрупп «Транспорт и инфраструктура» и «Инновационное развитие» Рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство». Член Межведомственной комиссии Правительства РФ по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте.
…
горожанин
У нас административный стил – работа по отклонения, по обстоятельствам, по крайней необходимости. Беда. Если не дороги, то дураки. Или наоборот.
Владимир I
Власть, Дмитрий,к сожалению, работает не реактивно, а реакционно, поскольку все действия последних лет – это неуклонное ущемление социальных благ населения, как реакция на внешнеполитические события. Реактивно власть вводит д.п. меры по изысканию средств на войну, крымнаш, новороссию.
Ежов
Вы другой аспект берете, скорее идеологизируете, а значит и упрощаете. Я же беру аспект политический. Власть перестает быть центром повестки, принимать политические решения, занимать позицию. Мы все более как пустыня по которой ветер носит да жуки таскают свои верблюжьи какашки каждый в свою сторону. Вот и здесь: никто ж даже не разбирается в вопросе. Есть водители, интересы которых безусловно ущемляют и власть, которая зависит здесь сугубо от одного фактора: насколько сильным будет протест. Все. А главное привычно провалено
Злой
Ущемляют интересы не водителей. А граждан. Потому-что каждый водитель это мы с Вами.
Мы!!! Наши семьи. Протест большегрузов дает четкую установку, в народе зреет недовольство проводимой политикой Кремля.
Мы готовы терпеть кризис, повышение цен, обесценивание рубля, гибель наших соотечественников-туристов, войну в Украине и Сирии. Но, терпеть открытое и ничем не прикрытое воровство сил нет.
Ежов
Я здесь немного о другом
Злой
прав. Всему есть придел.
Односельчанин
О другом не надо. Цена на нефть упала в 2,5 раза, а на топливо??? Вот и вся агитация. Протестуют как могут, и правильно делают. Молодцы. Поддерживаю и солидарен. Вот МИД вчера заявил, что ИГИЛ старается расшатать социальную ситуацию в стране. А я так скажу, – свои хапуги, которым всё мало, при помощи нашего правительства сделают это гораздо быстрее.
Аноним
че реально так заявили? так это игил дальнобоев подбивает на забастовки?
Односельчанин
Ну как-то так: http://24smi.org/news/32739-mid-prognoziruet-popytki-igil-destabil_newsall_ob.html
сергей
А с чего он подешевеет? Доля нефти в конечной стоимости бензина составляет всего 4% . Порядка 60% от стоимости бензина -это доля государства в виде налогов.
111
Если бы при попустительстве и участии власти деньги из бюджета не разворовывались, а вкладывались в дороги, то дороги бы и не разрушались!
Во всем мире еще больше чем в России по дорогам передвигается большегрузных грузовиков , а дороги там в порядке!
“В Швейцарии условия еще жестче – платят все авто с массой более 3,5 т. Для постоянно работающих в странах ЕС перевозчиков есть выход – абонементы, которые можно приобрести на сутки, неделю, месяц и год. По текущему тарифу на этот год стоимость годового абонемента для грузовика с четырьмя осями составляет 1250–1550 евро в зависимости от степени экологичности.”
1550 евро делим на 365 дней получаем 4,24 евро в день умножаем на 70 рублей получаем 297 рублей.
Например поездка в москву сутки, т.е. 300 руюлей, обратно сутки еще 300 рублей, всего 600 рублей!
А если 1000 км в москуву умножим на 1,53 равно 1560 рублей, и обратно 1530 р, всего 3000 рублей.
Этот саакян идиот чтоле????????????????
Каравай
Вообще-то это абонемент и нужно понимать, что в субботу ты пьешь водку – платишь деньги, потом ты заболел – платишь деньги, потом машина сломалась – платишь деньги, это как говорится “ОПТ”, оптом оно всегда дешевле. Поэтому не надо быть таким резким.
Романенко
Аспектов – масса – политических, экономических, социальных – какие превалируют, не выделишь одномоментно. Правительство будет лавировать, искать те решения и обходы, которые ей позволят его все же протащить(сегодня -отмена штрафа,завтра – норматива и т.д.). Юрий Саакян – не просто апологет, он директор-менеджер госинститута “Проблем естественных монополий”. Поэтому странно, что он не берет за основу ни один из трех проблемных аспектов, а берет аспект Технический – считает на калькуляторе удорожание одного яйца.
Так до Кащея мы не доберемся! Если будем яйцо разглядывать.
Саакян может и спец,
только спец он в ЖД отрасли и немножко в ЖД перевозках. А РЖД накрылась медным тазом из-за неэффективности и неконкурентоспособности с автомобильными грузоперевозками. Вот Саакяна и позвали спеть песни про правильность удорожания автогрузоперевозок, чтоб удушить конкурента РЖД.
АКОРТ
За чей счет этот банкет?
Использование “Платона” приведет к неизбежному подорожанию всех товаров, которые доставляются автотранспортом, считают на рынке. Так, в компании SPSR Express рассказали, что они уже заключают с контрагентами дополнительные соглашения об оплате отдельно оформленных исполнителями счетов на сумму издержек, связанных с введением системы “Платон”.
“В большинстве случаев платить будет конечный покупатель. С некоторыми клиентами тарифы зафиксированы в договоре на несколько месяцев (или даже лет), поэтому мы не сможем сразу поднять цены. Но со временем тарифы будут проиндексированы. На рынке кризис, спрос на услуги упал, снизилась маржинальность, поэтому индексации и роста цен не избежать”, – говорят еще в одной логистической компании.
На первом же этапе в результате введения “Платона” пострадают лишь некоторые сегменты рынка. Генеральный директор логистической компании “МБ-Феско Транс” Леонид Шляпников назвал несколько товарных категорий, где поставки сейчас находятся “под угрозой тотального срыва”. По его словам, это продукты питания, замороженные продукты, напитки, товары личной гигиены, бытовая химия, электроника и бытовая техника.
http://oborot.ru/article/857/14/print
Аноним
вот именно этот самый главный вопрос деликатно не упомянут в статье ведомостей – ИНДЕКСАЦИЯ ТАРИФА!!! понятно что тариф будут индексировать, но об этом предпочитают не говорить.
111
“Вес упаковки десятка яиц – около 700 г, следовательно, один грузовик с весом более 12 т (минимальный вес груза – 8 т) может перевезти минимум 11 000 упаковок. Даже если предположим, что расстояние перевозки составит 1000 км (в реальности оно, конечно, меньше) и весь путь автомобиля проходит по федеральной трассе, то при ставке 1,5 руб. за километр перевозчик заплатит 1500 руб. В результате рост стоимости перевозки одной упаковки составит 14 коп., или всего 0,2% от средней стоимости десятка яиц в торговых сетях в 60 руб.”
Объем одной пластиковой упаковки на ДЕСЯТЬ яиц равен 0,0018 куб.м.
0,018 умножаем на 11000 получаем 20 куб.м.
Это объм фуры камаз.
Понятно что внее не втиснешь 11000 упаковок по 30 яиц!!!
11000 делим на 3 получаем 3666 упаковок (по 30 яиц).
Далее, доставка яиц подрузамевает проезд автомобиля в оба конца, т.е. составит в итоге 2000 км, а не 1000км!
2000 км умножаем на 1,53 рубля = 3060 рублей.
3060 руб делим на 3666 упаковок = 84 копейки, что составляет 1,66% от средней стоимости в 60 рублей.
Т.е. не 0,2 %, а почти 2%!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
И это только удорожание от перевозки.
думающий дополню
и только при цене 1,5р. а с мая 3,75р что в 2,5 раза больше то 2% превращаются в 5%
и это тоже не предел т.к. ПЛАТОН может и все 5 руб.за км выставить
Каравай
Совсем уже полетел))) Что ты куда умножаешь… кошмар… вообщето фуры пустые не катаются, туда привез яйца, оттуда привез молоко, так что 1000 км… Где ты видел далее – гды ТЫ ВИДЕЛ УПОВКУ ИЗ 30 ЯИЦ ПО 60 РУБЛЕЙ??? ЧТО ТЫ ПИШЕШЬ???? ИДИ УЧИ УРОКИ, НЕ ПОЗОРЬСЯ….
Аноним
каравай тебе сколько платон за комменты платит? может тоже подработать…
Злой
Вопрос не в том, что отразится или не отразится цена на продуктах питания.
Власть Платоном переводит нас с Вами в режим, когда платить заставят не только грузовики.
Через какое то время введут оплату и на легковые машины. На простых граждан.
На нас с Вами. Прогнутся большегрузы, и пойдет тема. С скоростью невиданной.
Начнут вводить налоги , увеличивать штрафы, контролировать и наказывать.
Потом платная медицина, платное образование. Хотя она и сейчас есть.
Кремль четко и ясно дает понять. Денег на страну нет. И нет денег на этих учителей, и врачей.
Есть деньги на всяких Сечиных http://newsru.com/finance/20nov2015/se4in.html, Чубайсов.
Нет на нас с Вами. С нас драть будут ОБРОК.
Десятины всякие. Подати на кормовые боярам.
А главное есть деньги на войну в Сирии и Украине.
из города
Арифметика конечно может быть и правильная, но на ситуацию накладывается ещё один фактор, это избыточные мощности в перевозках. Т.е. перевозчиков гораздо больше, чем грузов и они жестко конкурируют. (Пример если была бы работы, то не было столько машин на вчерашней акции, возили бы грузы). То есть, грузоотправитель не будет особо принимать в расчёт требования перевозчика по подъёмы цены, а будет работать с тем кто может перевезти дешевле. По этому скорее всего будет волна разорения мелких перевозчиков и монополизация рынка перевозок крупными перевозчиками.
Z
Как не подорожает продукция?Грузоотправитель должен же откуда то эти деньги взять и заплатить,не из своего же кармана
из города
Так по этому и бунтуют перевозки, знают, что грузоотправитель им не заплатит и платить придётся со своего кармана. Если всё решалось поднятием цен на продукцию ни кто бы не вышел на улицу, а сейчас выиграет тот, кто сможет сэкономить на другом.
Relict
Комментарий автора статьи является в корне не верным. Точнее отчасти верным, но в большей степени не верным.
Количество перевозимого товара в транспортном средстве определяется его габаритами и весом всего перевозимого товара.
Я не могу с уверенностью сказать, что в машину с грузоподъемностью свыше 12 т может влезть минимум 11 000 упаковок яиц. Яйца упакованы в гофротару, имеющую свои габариты. Отсюда соответственно и необходимо рассчитывать сколько таких упаковок уместится в машине. Т.е. заявленных упаковок в 11000 штук может влезть гораздо меньше, что увеличивает процент роста стоимости конечной продукции.
И такой подход в поставках продукции будет рассчитываться в каждом конкретном случае при перевозке в зависимости от расстояния передвижения по федеральным трассам.
И если вы загрузите 50 телевизоров со средним ценником в 15-18 тыс.руб., то при такой цене большого удорожания вы не заметите. А вот при перевозке социально значимых продуктов, которые относительно недорогие, то здесь удорожание будет более очевидным и заметным на ценнике в магазине.
Насколько я уже слышал от коммерческих подразделений тех предприятий, с которыми я непосредственно работаю, перевозчики планируют рост тарифов до 15-20% (у меня в основном поставка комплектующих изделий), которые везут продукцию с достаточно дальних расстояний (более 1000 км). По продовольственным товарам ничего сказать не могу.
Римлянин
Заканчивать к 2017-му году с ЭТИМИ надо
Аноним
То итальянцы, то римляне… Все лезут на Русь-матушки. Валите уже к себе в европу. Без вас порешаем.
Не забывайте о штрафах
Обратите внимание на РАЗМЕР ШТРАФОВ. При такой неотлаженной системе штрафы дальнобойщикам неизбежны. Просочилась информация, что владельцы “Платона” рассчитывали на прибыль именно от штрафов. Не зря ведь сразу же, для успокоения протестующих, озвучили, что штрафы с миллиона рублей(!) снижены до 100 тысяч. Если автор оптимистичных расчётов Саакян добавит суммы штрафов, то цены станут уже совсем другими.
Один раз мы допустили сказочное обогащение Ротенбергов и других олигархов за счёт того, что создали прежние поколения. Может, настало время уже поумнеть?