Материал муниципальной газеты “Ульяновск сегодня”
Небесный покровитель нашего города Андрей блаженный 15 лет назад после десятилетий забвения при Советской власти был признан местным святым.
Церковь чтит память святого, тот день, в который он отошел от земного существования к вечной жизни.
Симбирский блаженный Андрей Ильич Огородников «родился для неба» 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1841 года, прожив трудную и долгую, даже по современным меркам, жизнь – 78 лет. Жизнь эта началась 15 (4) июля 1763 года в Симбирском Подгорье, в скромной мещанской семье Ильи Ивановича и Анны Иосифовны Огородниковых.
Его судьба вместила в себя целую эпоху в жизни края: крестьянскую войну Е.И. Пугачева в 1774-1775 годах, создание Симбирского наместничества в 1780-м и Симбирской губернии в 1796-м годах, Отечественную войну 1812 года, сбор и возвращение Симбирского ополчения, первый пароход, проплывший по Волге в 1818-м, строительство и освящение кафедрального Троицкого собора в 1824-1841 годах…
Андрей Ильич был всего тремя годами старше знаменитого историографа Николая Михайловича Карамзина. Он родился слабым и первые три года своей жизни не ходил, не говорил и даже не мог есть без посторонней помощи. С семи лет и до конца жизни Андреюшка и в жару, и в лютый холод бегал по городу босиком, в единственной длинной рубашке, сделавшись «предметом благоговейного почитания для одних, сомнения и предубеждений для других, и для некоторых, к счастью немногих, предметом насмешек и глумления».
Он не ведал покоя, успевая несколько раз за день мелькнуть в самых разных частях небольшого, в общем-то, губернского города. Андрей Огородников стал юродивым – человеком особого типа русской святости, святым, не просто отрекшимся от всех мирских благ, но и от мудрости мира сего. Блаженный Андреюшка не говорил, он вразумлял людей жестами, знаками, своим образом жизни, своим смирением и незлобием перед обстоятельствами и обижавшими его людьми.
Симбирск эпохи Андрея Ильича слыл «городом-дворянином». Спесь здешнего «столбового» барства, его масонское «вольнодумство» казались неискоренимыми даже суровому императору Николаю I. А вот у Андрея Ильича получалось наставлять и усмирять гордецов даже без слов. Крестник блаженного, барчук-студент «по брезгливости» думал, что не станет, как велось, целовать ему руку. Заметив молодого человека, Андреюшка вдруг бросился тщательно отмывать свои ладони и, наконец, протянул оторопевшему юноше руку. Пристыженный, тот крепко обнял святого и целовал его уже со слезами.
Известная скупостью барыня, державшая впроголодь крепостных, занемогла. Чтобы святой молился за нее, она отправила Андреюшке целый воз провизии: масла, яиц, крупы и меду. Холопы едва успели сгрузить всю эту снедь рядом с маленькой кельей святого, как вдруг прибежавший невесть откуда Андрей решительно взялся складывать все обратно на телегу, к веселью вмиг собравшейся толпы: пусть барыня кормит людей, а святого накормит Бог.
Паперть Симбирского Спасо-Вознесенского собора была любимым местом блаженного Андреюшки. И, кажется, было это совсем не случайно – ведь здесь, на пересечении двух главных симбирских улиц, Большой Саратовской и Московской, находился истинный центр города, его сердце. Он вполне мог быть свидетелем крещений двух симбирских мальчиков Коленьки Языкова и Ванечки Гончарова, тех, кто со временем составят славу Симбирска, станут классиками русской литературы.
Тем не менее, именно священники с особым скепсисом относились к блаженному. Что ж, понятно, они лучше прочих были знакомы с пустосвятами, наживавшимися на людской доверчивости. Священник Алексей Баратынский незадолго до смерти святого начал учиться в Симбирской духовной семинарии. Он смеялся над блаженным, покуда Андреюшка не протянул однажды проголодавшемуся школяру ломоть свежей булки, полученной от купца-доброхота, и молча побежал дальше.
«Пока жив Андреюшка, не будет у нас пожаров», – с благоговением говорили симбиряне. То ли поэтому, то ли еще почему, но блаженному благоволили полицейские и гражданские власти. Губернатор Михаил Леонтьевич Магницкий вылезал из кареты прямо в густую осеннюю грязь, чтобы получить его благословение. Губернатор Авксентий Павлович Гевлич стал тем, кто распорядился о погребении простого мещанского сына, всю жизнь бегавшего от славы и богатств, на кладбище Покровского монастыря, «самом аристократическом кладбище Симбирска».
В 1991 году, после десятилетий советского забвения, были обретены мощи блаженного Андреюшки. В 1998 году он был канонизирован как местночтимый святой, а в 2004 году симбирский юродивый стал святым Русской православной церкви. На иконах небесный покровитель града Симбирска-Ульяновска изображается со щепочками в руках. Он подавал их тем, кому скоро надлежало покинуть этот мир, чтобы люди задумались и покаялись, подготовили себя к вечности. Это замечательный знак нам всем, верующим и неверующим: в Истории мы остаемся по делам своим. Пусть даже дела эти невелики, главное, чтобы они делались с большой любовью.
Гость
Простыми словами- в чём его подвиг?
Феофендулий
Да ни в чём. Банальный городской сумасшедший. Просто продавцам древних сказок нужен символ чтобы сказки хорошо продавались.
Алексей Ы
Сайфуллина сейчас есть в городе нашем.
Вот ничем не хуже этого святого она.
Тоже весь день на ногах, во всех районах города. Просит, требует, грозит и указует.
И ведь не токмо за себя.
Модест
Кто это такая, поподробней о ней, пожалуйста? Интересно стала
Алексей Ы
Она человек со справкой.
Сайфуллина Руфия, живёт на Нижней террасе.
Хорошо известна всем мелким клеркам в присутственных местах, кои ежедневно посещает, поражая своей неутомимостью и напором.
Что характерно, ходит просить не только и не столько за себя, а за соседей и прочих.
Путник
Если бы все было так просто,как вы изволили выразиться,забыли бы Андрея Ильича и все.Были же и до него,да и после городские сумасшедшие.
Юродство-это особый подвиг перед Богом.Быть в абсолютно здравом уме и принять на себя подвиг юродства-это сломить свою гордыню и полностью отказаться от всех прелестей и удобств мира.
Вопрос
А Диоген Синопский тоже был юродивым из-за аскетического образа жизни?
:-$
В Симбирске-Ульяновске куда не плюнь всё связано с каким-нибудь Ильичом, или же Ильёй. Это просто карма какая-то!
Test
Или Ильиным)
вам дуракам
Единсвтвенно на кого молиться нужно,так это на ЛЕНИНа!
.
Молиться на главного атеиста Российской Империи? За что ж вы его так ненавидите-то, батенька?
С.Воронин
Россия – страна юродивых и блаженных, а другими словами – сумасшедших… С древних времен шизофреническому бормотанию или крикам этих психбольных граждане придавали мистическое значение. Московский юродивый Василий Блаженный имел еще и другое прозвище – Васька Голый, потому что часто и летом, и зимой ходил по городу совершенно голым!.. Сегодня подобных голых “предсказателей и спасителей” немедленно крутит полиция и – в карамазинку! А Василия похоронили на Красной площади – рядом с Лениным… Правда на 430 лет раньше Ленина…
ПЛ
А Ленина уже похоронили? Я просто не в курсе
гость
вместе с фролычем ушёл и ленин в мир иной
you are welcome
всегда улыбает, когда люди назначают кого-то небесным (!) покровителем города/страны/армии.
гордыня как есть, попытка натянуть духовный мир на местные политические проекции.
а вообще такая специализация святых идёт от язычества, где каждый бог отвечал за какую-то свою роль в жизни неразумных хомо.
ЧСИР
По нынешним временам любой кто хочет или помогает другим почему- то считается тоюродивым т.е.сумашешим…
Дорожник
Димон Блаженный, Гай Блаженный, Блаженный Эльбрус-нынешние покровители нашего городка.
Ледоруб Меркадера
забейте в поисковиках про бизнес на матроне – и там масса источников – хорошо пишут, как создали “святую” и сколько в день на ней зарабатывают. там и про нашу землячку – Как семья игуменьи Феофании благодаря Матроне Московской стала богатейшим кланом при РПЦ.
попы и казаки – еще те бездельник, которые и поддержку государства имеют и бабки отмывают
бука
она из ульяновска?
бука
прочитал, из Цильны!
круто развернулась, всю семью пристроила. У всех джипы и коттеджи ))
Ван Ваныч
А почему не блаженный Володя Ульянов не святой покровитель сего града? Как-то логичнее было бы…