29 сентября премьерным спектаклем по пьесе Александра Коровкина «Мужики и капуста» открыл свой 63-й сезон Димитровградский театр драмы имени А.Островского.

Давно уже наш театр не баловал своих зрителей столь тщательно подготовленной церемонией открытия нового театрального сезона, как на этот раз. Равно как и городская администрация была необычно щедра и внимательна к единственному профессиональному творческому коллективу города. Были выделены деньги на ремонт здания, на постановку новых спектаклей. Все это выразилось в праздничной атмосфере, в которой проходила церемония открытия очередного сезона в жизни коллектива.

Принять участие в празднике димитровградских коллег приехала группа театральных деятелей из областного центра во главе с народными артистами России Борисом Александровым и Кларой Шадько.

Председатель Ульяновского отделения Союза театральных деятелей России Б.Александров, поздравляя коллег с праздничным событием, отметил, что наступающий сезон для всего российского театрального сообщества пройдет под знаком 250-летия русского театра, и выразил надежду, что эта великая дата будет отмечена новыми творческими достижениями мастеров сцены Ульяновской области. Он также поделился планами по укреплению творческого содружества областного и городского драматических театров. Свое выступление Борис Владимирович завершил приятным сообщением, что актеры нашего театра Татьяна Меркулова, Наталья Щербинина и Сергей Буркин приняты в члены СТД. А Сергей получил дополнительную порцию искренних поздравлений и по случаю своего дня рождения – тридцатого в жизни любимца нашей театральной публики.

Эмоциональное выступление Клары Шадько стало подлинным гимном великому братству всех людей театра и объяснением в любви к димитровградским коллегам.

От имени городской администрации коллектив театра поздравил исполняющий обязанности главы города Владимир Бондарев, выразивший уважение к творчеству мастеров димитровградской сцены за их большой вклад в духовное и нравственное воспитание общества.

Начальник управления культура Людмила Жукова вручила благодарственные письма заместителю директора театра Николаю Терешенкову, актрисе Елене Кочетовой и заслуженному артисту России Геннадию Артемьеву в связи с тем, что каждый из них уже четверть века беззаветно служит Димитровградскому городскому театру драмы в меру своих сил и таланта.

Торжественная церемония завершилась выступлением главного режиссера ДДТ Георгия Макарова, в котором он поблагодарил всех друзей театра за внимание к творчеству коллектива и предварил кратким вступлением свой спектакль, открывающий новый сезон в истории театра.

Остановиться, оглянуться

О том, что отечественный театр переживает не лучшие времена, сказано и говорится достаточно много. В числе причин не последнюю роль играет и кризис современной русской драматургии, не поспевающей за кардинальными переменами в жизни общества последних лет. На глубокое осмысление и художественное выражение нашей современной потребуются долгие годы, а столько времени ждать появления пьес высокого художественного уровня театр не может. Хотя бы потому, что зритель всегда требует от театра разговора о современности, хочет видеть на сцене свою жизнь – здесь и сейчас. Поэтому столь охотно берет любой театр в работу пьесы современных драматургов, где хотя бы эскизно рисуется наша жизнь, и затрагиваются злободневные проблемы, волнующие нас сегодня.

И пьеса Коровкина – далеко не худший образец современной драматургии. Автор выстроил действие по классическому принципу единства места, времени и действия, нарисовал трех разнохарактерных и достаточно узнаваемых персонажей, свел их в остром конфликте. Пьеса написана живым современным языком и щедро пропитана юмором, доступным и понятным современному зрителю.

Жанр спектакля режиссер-постановщик Г.Макаров определил как «бытовая комедия с элементами притчи». Первая часть этого жанрового определения совершенно бесспорна, а вот вторую можно поставить под большое сомнение: трудно назвать притчами несколько бытовых баек одного из персонажей, а других элементов «краткого, иносказательного и поучительного рассказа», как в толковом словаре определяется притча, в спектакле просто нет – разве что сломанный рояль.

Спектакль не богат на яркие и образные постановочные находки: главные усилия режиссер направил на работу с актерами и в значительной степени преуспел в этом. (В этой связи вспоминается знаменитое выражение Станиславского: «Режиссер должен умереть в актере», хотя оно и не в чести у современных постановщиков, большей частью предпочитающих «самовыражаться» в своих спектаклях). Поэтому говорить о спектакле «Мужики и капуста» – значит, в первую очередь, говорить об актерском ансамбле в нем занятом постановщиком. Можно сказать и смелее – о творческой удаче каждого из занятых в спектакле актеров – Натальи Григоренко, Рустама Шайдуллова и Ольги Кукушкиной.

Секретарша одной из небольших московских фирм Светлана в исполнении Н.Григоренко предстает поначалу как человек, достаточно благополучно вписавшийся в современный уклад жизни, безоговорочно принявший ее правила, чувствующий себя маленьким, но хозяином этой жизни. А то, что при скромности своего положения ей приходится батрачить на владельца фирмы во множестве ипостасей, да еще при этом и любовницей его быть, так ведь это везде сейчас в порядке вещей!

Персонаж Рустама Шайдуллова – гостарбайтер Махмут – один из многочисленной армии бывших советских людей, которые с началом реформ потеряли не только страну, но и личное благополучие, право на достойную жизнь. Он лишний человек и в Ташкенте, который отстроил после землетрясения своими руками и остался там жить, нет ему фарта и в теперь уже бывшей для него «столице нашей Родины». Трижды обманутый, Махмут взбунтовался и пытается отстоять свои права, требуя немедленного, по уговору, расчета за проделанную в офисе ремонтную работу. Этот «социально-производственный» конфликт двух людей, хотя и говорящих, в общем-то, на одном языке, но совершенно не понимающих друг друга, проходит очень эмоционально, остро и преисполнен различных, в том числе и комедийных, коллизий и дает возможность актерам в полной мере не только раскрыть характеры своих героев, но и блеснуть игрой.

Появление в офисе Женщины, так обозначен персонаж Ольги Кукушкиной, поначалу сглаживает скандал, а затем переводит конфликт в другое русло. Теперь начинается дуэль двух женщин (при одном «секунданте» Махмуте), через чью жизнь прошел один и тот же мужчина – тот самый хозяин офиса Сан Саныч, который в спектакле хоть и не появляется, но во многом определяет сценическое действие. Персонаж О.Кукушкиной не просто женщина из прошлого Сан Саныча, – она вся из советского прошлого, со всеми достоинствами и недостатками идеологического багажа тех лет. Актриса великолепно передает претензии своей героини на рафинированную интеллигентность, которая, впрочем, легко соседствует с обычной бабьей стервозностью, когда дело касается ее затронутой женской гордости.

Стихия женского скандала царила на сцене до тех пор, пока в ходе обмена колкостями обе дамы не выяснили, что «предмет» их обожаний и надежд – вообще великий ходок по женской части, и они далеко не единственные в его жизни. Естественно, что после этого пикантного открытия бывшие соперницы мгновенно открывают единый фронт против своего несостоявшегося кумира, и теперь весь триумвират бывших противников с нетерпением (а зрители и со злорадством) ждет появления пресловутого Сан Саныча, которого (на этот раз) выручает спасительный финальный занавес.

Остается добавить, что зрители премьеры очень тепло приняли спектакль, наградив всех его создателей аплодисментами, переходящими в овацию, и букетами цветов.

Анатолий ЕФРЕМОВ