На днях стало известно, что в ОЭЗ «Ульяновск» не будут собирать самолеты-амфибии. Резидент – компания «Аэросила» – пыталась реализовать проект с 2017 года, но не вышло. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил иск регионального правительства о расторжении договора с потенциальным инвестором. Узнали подробности и выяснили, сколько резидентов в этом году ушли из ПОЭЗ, какие компании, наоборот, получили этот статус и намерены запустить свои производства.

Кто ушел

По данным на 1 июля 2025 года, в ПОЭЗ действуют 58 компаний. Пять резидентов в нынешнем году утратили свой статус – они не смогли по разным причинам реализовать свои проекты. Это:

  • ООО «Андам Ульяновск» – дистрибьюционный центр трейдинговой компании;
  • ООО «Джет паркинг» – создание международного центра бизнес авиации;
  • ООО «Данко» – создание предприятия оптовой торговли бытовой и газовой техникой, прочими товарами;
  • ООО «Уайт Продакт» – создание предприятия по оптовой торговле системами для экспресс-тестирования и другими медицинскими изделиями;
  • АО «Аусмах ДЕ» – создание производства нефтесервисного оборудования.

Как уточнил директор ПОЭЗ «Ульяновск» Олег Непочатов, еще с тремя компаниями проводится работа по лишению статуса резидента ПОЭЗ:

  • ООО «Сетивик» – создание предприятия по оптовой торговле оборудованием для наружных систем водоснабжения и водоотведения, электроснабжения;
  • ООО «Элитим» – предприятие по производству игрушек, подарочной продукции и оптовой торговле текстильными изделиями;
  • ООО «Аэросила» – организация производства 4-х и 6-тиместных гидросамолетов-амфибий.

Последний проект являлся профильным авиационным проектом для ПОЭЗ, но так и не был реализован его учредителем. Информация о проекте по серийному производству маломестных самолётов-амфибий модели Л-42М появилась в апреле 2017 года. Планировалось, что под Ульяновском будут собирать две конфигурации, рассчитанные на четырех и шестерых человек (Л-142 и Л-162). Это классическая амфибия: фюзеляж судна выполнен по схеме «лодка – монокок». Благодаря этому самолет мог садиться на воду не на поплавковые шасси, а фюзеляжем. Стоимость Л-42М на тот момент должна была составлять 20-30 млн рублей, предполагалось выпускать в общей сложности 30 воздушных судов в год. В проект инвестор намеревался вложить более 443 млн рублей.

В «Аэросиле» были уверены, что такие самолеты имеют серьезную коммерческую перспективу: «Они будут популярны у частных компаний, занимающихся транспортными перевозками, охраной зон разведения и промысловой добычей животных. Кроме того, лайнер позволит оказывать мобильную медицинскую помощь, поисково-спасательные операции и участвовать в различных экспедициях».

Л-42 выпускались и выпускаются до сих пор (по несколько единиц в год) в Самаре на заводе «Авиатех». Возможности у этого производства ограничивались небольшой площадью – 1,5 тысячами квадратных метров, которые арендовала «Аэросила». В ПОЭЗ был и нужный масштаб, и льготные условия для резидентов. Плюс к этому планировалось задействовать местных поставщиков, в том числе производителя самолетных кабельных сетей «Промтех Ульяновск», также работающего в Особой экономической зоне.

В 2024 году Министерство промышленности, инвестиций и науки Ульяновской области провело плановую проверку исполнения ООО «Аэросила» соглашения об осуществлении деятельности в ПОЭЗ.

– Выяснилось, что обязательства по осуществлению резидентом деятельности и инвестиций в ПОЭЗ не исполнены. А это – нарушение существенных условий соглашения. Резиденту предоставили срок для устранения нарушений, но этого не произошло. В итоге был подан иск в Арбитражный суд иск о расторжении соглашения, который был удовлетворен. В августе 2025 года, после вступления в законную силу решения суда, ожидается исключение Министерством экономического развития РФ ООО «Аэросила» из реестра резидентов особых экономических зон, – пояснил Олег Непочатов.

По информации с Федресурса, директор «Аэросилы» Андрей Баланев был признан банкротом. Намерение обратиться в суд с соответствующим заявлением он подал еще в сентябре 2023 года. Тот же год ООО «Аэросила» закончило с плачевным финансовым результатом: выручка упала на 78% – до 4,3 млн рублей, а чистая прибыль понизилась на 62% – компания ушла в убытки на 3,9 млн. По данным Mashnews, Баланев ушел на СВО.

Кто пришел

Олег Непочатов отмечает, что за последние два года в ПОЭЗ пришли другие проекты по производству авиационной техники:

  • ООО «ППСЗ» – производство авиационных ручных огнетушителей и компонентов из композитов для средств спасения в авиации;
  • ООО «УЗГА-Инжиниринг» – производство компонентов воздушных судов и другого авиатехнического имущества;
  • ООО «Завод Сигнал» – производство беспилотных летальных аппаратов.

Также заявки на получение статуса резидента готовят два авиапроекта: по выпуску высокотехнологичного авиационного производства и производству беспилотных летательных аппаратов.

С января по июль 2025 года статус резидента получили пять новых компаний:

  • ООО «АЗ Велес» – производство и продажа грузовой и специальной техники (18 рабочих мест, инвестиции 43,33 млн рублей);
  • ООО «Диамера» – центр продажи авиационно-технического имущества (6 рабочих мест, 22,26 млн рублей);
  • ООО «Стройтехнология» – предприятие по производству плитных отделочных материалов (10 рабочих мест, 50,83 млн рублей);
  • ООО «УЗГА-Инжиниринг» – предприятие по производству компонентов воздушных судов и другого авиатехнического имущества (24 рабочих места, 10,38 млн рублей);
  • АО «А2мет» – центр дистрибьюции металлообрабатывающих станков, расходных материалов и комплектующих (10 рабочих мест, 50,01 млн рублей).

Итого – 68 рабочих мест и 176,81 млн рублей инвестиций.

Готовятся получить статус резидента в третьем квартале 2025 года:

  • проект, направленный на развитие высокотехнологичного авиационного производства;
  • проект по производству беспилотных летательных аппаратов.

Кто строится

На стадии строительства находятся:

  • ООО «Поликом» – производство изделий из композитных материалов для различных отраслей промышленности;
  • ООО «Медикор» – оптовая торговля изделиями, применяемыми для эндоваскулярной хирургии, ультразвуковой и рентгеновской визуализации, оснащения операционных;
  • ООО «НОИЗЗЛЕСС» – производство вентиляционного оборудования;
  • ООО «Стройтехнология» – предприятие по производству плитных отделочных материалов;
  • ООО «Концерн ТБС Станкозавод» – производство металлообрабатывающих станков;
  • ООО «Глянц-Техник» — восстановительное производство высокотехнологичной оснастки;
  • ООО «Спектр-Аэро» – предприятие по окраске ближне- и среднемагистральных воздушных судов.

На стадии проектирования – ООО «Поволжская мануфактура» (предприятие по производству обуви) и ООО «СВА-Индастрис» – производство конвейерных систем.

Ранее Улпресса писала, какие компании получили статус резидентов ПОЭЗ в 2024 году.