«Тьму не разгоняют палкой! Достаточно одной свечи – и тьма отступит. Такой свечой во тьме мира являются наши добрые дела…»
Это первая заповедь первого дня старинного еврейского праздника «Ханука», который приносит с собой силы, помогающие приподняться над рамками обыденного. Сегодня в рубрике «Мир дому твоему» мы продолжаем рассказ об обычаях и традициях народов нашей многонациональной области. Гостями редакции в этот раз были Игорь Дабакаров, председатель Ульяновской региональной еврейской национально-культурной автономии, Йосеф Марозов, раввин Ульяновской области, и Татьяна Игошина, консультант управления по взаимодействию с общественными объединениями
граждан администрации области.
«МИШПАХА ГАОЛА» – БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
– Около трех тысяч жителей земли ульяновской по национальности – евреи, – рассказал Игорь Дабакаров, – причем свои исторические корни наши предки основательно пустили здесь 200 лет тому назад, когда в старом Симбирске с населением в 70000 человек был расквартирован полк кантонистов. 3,5 тысячи мужчин еврейской национальности осели на волжском берегу. В городе построили четыре синагоги, которые были полностью разрушены в революционный период. Справедливости ради надо сказать, что та же участь постигла христианские и мусуль манские храмы. Сейчас другие времена, церкви и мечети вновь поднимают к небу свои купола и минареты, но до последнего времени о восстановлении синагоги и слушать никто не хотел. И мы искренне благодарны руководству города и области за то, что мы получили помещение под офис для раввина и синагоги на улице Ленина.
– Еврейская культурная автономия, – добавила Татьяна Игошина, – достаточно молодая, она создалась в девяностых годах по просьбе тех, кто хотел сохранить свою культуру, речь, петь свои песни, учить детей родному языку. Инициаторами были представители старшего поколения, потом потянулась и молодежь. Сегодня у нас сильная молодежная организация, ребята активные, принимают участие в управлении общиной. В последних числах октября мы отмечали свое десятилетие. Было много гостей, получился красивый праздник. «Мишпаха Гдола» по-русски означает: «большая семья». И мы действительно так живем. Собираемся не для того, чтобы провести какое-то мероприятие, как говорят, «обязаловку», люди приходят семьями, обязательно берут с собой детей. Дети на всех праздниках с нами, даже восьмимесячный сын нашего раввина присутствует как равноправный член этой большой семьи.
РАВВИН – ЭТО УЧИТЕЛЬ
Раввина Ульяновской области зовут Йосеф Марозов. С женой Саррой и маленьким сынишкой по имени Шломо он приехал в Ульяновск из Нью-Йорка. На вопрос: «Зачем к нам-то из благополучных Штатов?» Йосеф ответил так: «У меня – русские корни, мои бабушка и дедушка родом из России. Я пожелал вести свою службу в России. Мне предложили список нескольких городов, в которых не было раввинов. Первым в нем был Ульяновск. Мы с женой приехали, город нам очень понравился, и я принял должность. Должен сказать, что община здесь дружная и добрая. Люди интересуются прошлым, историей, действует воскресная школа, пытаемся восстановить ниточки, прерванные временем. Буду учить русский язык, чтоб говорить лучше, чем сейчас, хочу получить российское гражданство. А сына будем учить разговаривать, как минимум, на трех языках. Мы все -дети одной земли. Если мы не сумели, то детей надо научить жить мирно, в добрососедстве и согласии».
А «СЕМЬ СОРОК» ТАНЦУЮТ ВЕЗДЕ!
Древний еврейский народ, который ведет свое летоисчисление от сотворения мира, превратности судьбы разметали по всему миру…
– Ассимиляция, – говорят Игорь Дабакаров и Татьяна Игошина, – очень сильная. Смешанные браки, отсутствие возможности тесного общения сделала народ интернациональной составляющей планеты Земля. Посудите сами, родной язык помнят у нас в Ульяновске 10-20 бабушек и дедушек. Молодежь, увы, нет. Но наши старики хранят и старинные книги, и помнят о традициях. Поэтому наши воскресные встречи, на которых собираются и старые, и молодые, направлены на то, чтоб сохранить тепло родного очага. И нет предвзятости ни к одной национальности. Мы уважаем и их обычаи, и веру, и гордимся достижениями своих земляков. Поймите, ульяновская земля – наша Родина, мы родились здесь, и нам здесь хорошо. Мы хотим работать, растить детей и жить спокойно. Мы – дети этой страны. И когда пришла Великая Отечественная война, на фронтах евреи сражались вместе со всеми. И мы гордимся тем, что среди наших отцов и дедов многие награждены боевыми наградами, полученными в боях за Родину. Председатель нашего общества Михаил Иосифович Лифшиц в прошлом – кадровый офицер, фронтовик. Он часто встречается с молодыми, беседуя с ними об уроках истории.
А когда заходит речь об утрате национальной культуры и родных корней, надо понять, что евреи в искусстве и еврейское искусство -понятия разные и, в то же время, кто разберется? Великий Левитан – еврей, а его искусство – достояние всемирной культуры. Есть картины и литература, изучающие еврейскую жизнь, но их авторы -люди других национальностей. И назовите мне хоть один город, где в праздничные дни в ресторанчике не сыграют наши «семь сорок»?
Когда раввин прибыл в наш город, на Совете по делам религий при губернаторе Ульяновской об ласти его официально представили руководителям других конфессий и пожелали спокойной и плодотворной работы. В середине декабря у нас большой и добрый праздник, пусть приходят все.
«ХАНУКА»
Предание древности гласит, что две тысячи лет назад, когда евреи освободились от иноземного ига, они нашли разрушенными свои храмы и оскверненными святыни. Они восстановили главный Храм, но зажечь в нем по традиции семь свечей не смогли – для их горения нужны были сосуды с чистым оливковым маслом, но солдаты отступавшей армии сорвали печати со всех сосудов, и только один оказался нетронутым. Семь дней должны были гореть свечи, а масла хватало только на один день. Благодаря Бога за освобождение, евреи зажгли единственную свечу, и случилось чудо – свеча горела ровно восемь дней, ровно столько, сколько надо было для изготовления и доставки в храм нового ритуально-чистого масла. В память о чуде свечей и чуде победы евреи всего мира отмечают восьмидневный праздник «Ханука». Зажженные свечи устанавливают в дверном проеме или на подоконнике, таким образом свет ханукальных свечей освещает улицу. Существует обычай дарить детям праздничные деньги. Это делается не только для того, чтоб порадовать малышей. Этим их приучают к благотворительности, поскольку часть денег ребенок должен отдать на потребности нуждающимся. И еще в эти праздничные дни люди собираются семьями. Беседуют и угощают друг друга праздничными национальными блюдами. Зажженные свечи дарят свет путникам, в семьи приходят мир, покой и любовь.
С гостями редакции беседовала журналист Галина Антончик