Наша газета публикует серию материалов о ведущих предприятиях города, внесших наибольший вклад в его развитие. Сегодня речь пойдет об Ульяновском автомобильном заводе.
Своим зарождением автозавод обязан решению Государственного комитета обороны СССР об эвакуации в августе 1941 года из Москвы в Сибирь, на Урал и на Волгу ряда крупных столичных предприятий. Среди них был Московский автомобильный завод имени Сталина (ЗИС). В Ульяновск отправили группу специалистов, которая должна была определить место для размещения завода. Нашли его на высоком берегу Волги – там, где находились здания складов Государственного таможенного управления.
С первых дней рабочие трудились по 12 часов и днем и ночью – при свете костров.
Уже к началу 1942 года цех боеприпасов (инструментальный №2) под руководством начальника К.И. Протопопова дал первую продукцию – авиационные снаряды. А 30 апреля работники цеха сборки и испытаний автомобилей под руководством начальника А.К. Воробья собрали свой первый автомобиль – трехтонный грузовик ЗИС-5. К концу 1942 года на фронт было отправлено уже 1893 машины.
В 1944 году машину марки ЗИС-5 передали на Урал, в город Миасс, а Ульяновскому автозаводу было поручено освоить и наладить выпуск автомобилей ГАЗ-АА.
1955 год ознаменовался началом выпуска легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицепов к ним. С этого момента стартует история УАЗа как производителя вездеходов. В 1961 году было начато серийное производство грузовика с бортовой платформой УАЗ-451Д и фургона УАЗ-451. 12 декабря первые машины сошли с нового конвейера.
2 ноября 1971 года на заседании техсовета принято решение о безостановочном переводе производства с автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А на автомобили нового поколения – УАЗ-469 и УАЗ-469Б. Машина получила широкое распространение в армии, народном хозяйстве, среди рыбаков и охотников, путешественников, став одним из самых распространенных автомобилей в СССР. Также ульяновские вездеходы экспортировались в десятки стран мира.
1983 год. Группа конструкторов УАЗа получила правительственные награды за изобретение плавающего автомобиля «Ягуар». Эта модель предназначалась для армии, в частности для пограничников.
В 1990-е годы настала пора обновления модельного ряда. 5 августа 1997 года с конвейера сошла первая опытная партия новых автомобилей УАЗ-3160. Этот автомобиль стал основой для разработки автомобилей Simbir и УАЗ-3163.
Следующая новая модель внедорожника UAZ Patriot была запущена в серию 17 августа 2005 года. По сей день эта машина лидирует в списках самых популярных на российском рынке благодаря сочетанию комфорта и высокой проходимости. В 2010 году с конвейера Ульяновского автомобильного завода сошли первые автомобили с двухтопливной системой питания (бензин + газ), а осенью 2014 года UAZ Patriot был кардинально обновлен.
В настоящее время завод начал разработку нового семейства автомобилей, так называемых кроссоверов, предназначенных, в первую очередь, для эксплуатации в городе. Ожидается, что новые машины встанут на конвейер уже в 2019 году.