Цель: обсудить актуальные  теоретические (методологические) и практические проблемы исследования процессов хозяйственного освоения прилегающих к речным системам территорий.

Задачи:
1. Познакомить с зарубежным опытом изучения крупномасштабных технологических систем и их влияния на окружающую среду.
2. Осветить исследовательскую методологию и процесс написания работ по истории науки и техники (индустриальной и технологической истории).
3. Проанализировать основные группы источников по гидротехническому освоению приволжских территорий.
4. Презентовать накопленный опыт по изучению авиационной истории региона.

Результат: ознакомление сотрудников с отечественным и зарубежным опытом исследования индустриальной истории на примере изучения процессов  хозяйственного освоения прибрежных территорий США и России (Поволжья), а также с источниками и методологией в данной сфере.

 

                           Темы выступлений, докладчики и тезисы.

1. Крупномасштабные технологические системы и их влияние на окружающую среду (П. Джозефсон).

– современная классификация технологических систем;

– влияние научно-технического прогресса на экологию;

– основные методологические подходы.

2. Исследовательская методология и написание работ по истории науки и техники (П. Джозефсон).

– методика организации научно-исследовательской работы;

– правила написания научной работы по истории;

– проблема выбора методологии.

3. Обзор источников по гидростроительству на Волге (Е.А. Бурдин).

– виды источников, их специфика;

– анализ и обоснование необходимости применения тех или иных источников в историческом исследовании;

– перспективы поиска новых и использования известных источников по истории хозяйственного освоения волжского побережья.

4. Опыт подготовки региональной тематической энциклопедии (на примере Ульяновской авиационной энциклопедии) (Т.Б. Качкина, А.Б. Баранникова).

– проблемы выработки концепции энциклопедии, определения предмета и объёма содержательного контента энциклопедии, структуры энциклопедии (тематически-предметный или алфавитный принцип организации материала) и симметричности представления материала;

– проблема методики организации научно-справочной работы (критерии отбора персоналий, границы персонологического пространства; критерии отбора фактологического материала; редакторская подготовка аппарата; взаимодействие с промышленными предприятиями и учебными учреждениями, общественными организациями.

Литература:

  • Josephson P. Industrialized Nature. Washington and Covelo, CA: Island Press, 2002.
  • Josephson P. Totalitarian Science and Technology. NJ: Humanity Books, 2005.
  • Josephson P. Industrial Deserts: Industry, Science and the Destruction of Nature in the Soviet Union // Slavonic and East European Review, vol. 85, no. 2 (April 2007), 294-321.
  • Бурдин Е.А. Исторические аспекты и динамика развития российской гидроэнергетики в 1900 – 1980-х гг. (на примере Волжского каскада гидроузлов) // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 7, № 2. С. 301-311.
  • Бурдин Е.А. Документы федеральных государственных архивов по истории строительства Волжского каскада // Отечественные архивы. 2010. № 5. С. 52-61.
  • Бурдин Е.А. Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России. М.: РОССПЭН, 2011. 398 с.
  • История ульяновской авиации: 100 дат и имён /Сост. С.А. Андреев, В.И. Будкевич, Т.Б. Качкина, Н.В. Липатова. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2014. 143 с.


Великие стройки в России — научные и культурные аспекты: американский историк прочитал публичную лекцию в ИЦАЭ Томска


Гость — профессор русской и советской истории колледжа Колби (Вотервиль, США), профессор ТГУ, Пол Джозефсон.
Научно-образовательные связи России и США. Феномен советологи и русистики. Степень интереса американцев к российской истории. Какие периоды, сюжеты российской истории наиболее интересны американцам, а какие им сложнее всего понять? Наука и политика. Какова степень влияния политики на науку? Существует ли идеальная модель отношений между наукой и властью? Развитие техники и технологий в XXI веке. Прогноз от Пола Джозефсона.
Съемка: Андрей Валькевич
Монтаж: Андрей Валькевич