Не стесняйтесь признаваться своим кумирам в любви. Артисты, словно дети, радуются, когда во взгляде прохожего сквозит узнавание, когда незнакомые люди здороваются с ними на улице. Объяснение этому очень простое: без нас, зрителей, существование актера бессмысленно. «Знать, что тебя не забыли, что ты нужен, – очень важно», – признался на днях почетный гражданин Ульяновской области, народный артист России Алексей Дуров.
Алексей Данилович стал героем проекта «Портрет нашего современника», который придумали в Областном краеведческом музее и реализуют с 2003 года. Ульяновцы имеют возможность поближе узнать своих современников, достигших высот профессионального мастерства, самых интересных жителей города. Их «портреты» создаются в течение творческих вечеров из рассказов коллег и родственников, из документов, забавных или трагических воспоминаний.
На встречу с мастером театральных подмостков пришло много молодежи будущих актеров, студентов УлГУ. Может, поэтому Дуров так подробно рассказал о своих студенческих годах. Этот любимый многими поколениями ульяновцев артист – носитель традиций старой русской театральной школы, повторяют его коллеги: народная артистка России Зоя Самсонова, лауреат Государственной премии Кларина Шадько, заслуженный артист России Михаил Петров. Между тем Алексей Данилович вырос в семье простых рабочих: его родители ходили в школу всего по две зимы. Он и сам пошел в первый класс поздно, в возрасте девяти лет.
Первый выход на сцену случился во втором классе. Дети показывали спектакль «Репка», а «мышка» заболела. На рубашку Алексея срочно пришили «хвост», который отпороли от воротника чьего-то пальто… В школе Дуров пережил немало увлечений – то выжигал, то собирал авиамодели, даже записался с приятелем в аэроклуб и сходил на пару занятий. А потом пришел в драмкружок, и учительница посоветовала поступать в театральный. В Щепкинское училище при Малом театре поступить не удалось: накануне первого экзамена Дуров играл с друзьями в футбол: – Нашего вратаря «завалили», стали думать – кого поставить на ворота?
Лешку! И когда в ворота полетел мяч, я схватил его и упал на землю мордой вперед, разорвав подбородок… Меня отвели в больницу, и там наспех забинтовали. Дома я бинт снял – половина губы висит. Конечно, наутро я никуда не поехал. А когда, наконец, явился в училище, приемные экзамены уже закончились. И хотя я из-за раны говорил одной стороной рта, артист из приемной комиссии сказал, чтобы я непременно приехал через год.
Не приехал Дуров и через год: к тому времени он уже служил в армии.
Там вместе с сослуживцами занялся самодеятельностью – учил Твардовского, Маяковского, Исаковского, Острового… Однажды в часть приехала звезда советского экрана Наталья Фатеева. Послушав солдатика, рекомендовала ему поступать в театральный вуз.
Вернувшись домой, он снова отправил документы в Щепкинское училище, а приглашение на экзамены пришло… из ГИТИСа. На первый экзамен абитуриентов «запускали» по десять человек.
Дуров был в ужасе: через одного читали «Ворону и лисицу» – эту же басню подготовил и он. Алексей пришел в солдатском обмундировании, и когда очередь дошла до него, в приемной комиссии сказали: «Ну, солдат, покажи, как надо читать!». А когда он закончил, то не поверил своим ушам: «Вот так и надо читать!»… – Я ничего не знал о театре, – признается Дуров. – Был несколько раз с классом на спектаклях, как-то мне подарили книгу о театре – вот и все. Но, видимо, у наших педагогов была хорошая интуиция, они смогли заранее увидеть, выйдет ли что-то из нас, абитуриентов. Был даже момент, когда я думал, что меня «попросят» из института, размышлял, как смогу заработать на жизнь – может, плотничать буду… Алексей Дуров приехал в Ульяновский драмтеатр в 1966 году по распределению и всю свою жизнь посвятил ему. Здесь женился, здесь сыграл все свои роли. И Зоя Самсонова считает, что он «корнями врос в симбирскоульяновско-волжскую землю».
– Это настоящий подвиг, – считает его коллега Кларина Шадько. – Попробуйте проработать 40-50 лет в одном месте! Таким актерам нельзя создать некий шаблон, играть одно и то же. Но Алексей Данилович – трудоголик, он ищет новое до изнеможения… Десятилетия назад мы жили по соседству в «Кошкином доме» и, по сути, были одной семьей. Мы и сейчас остаемся семьей, хотя разделены расстояниями, ролями.
Годы спустя сомневавшийся в своих силах студент актерского факультета словно прибавил росту. Михаил Петров, который пришел в Ульяновский театр драмы лет на 15 позднее, шутит, что молодые актеры боялись столкнуться в коридоре с Дуровым – высоким, широкоплечим («и блондином с голубыми глазами», – смеясь, добавил тот).
– Для нас было счастье, если он нас замечал или если нас ему рекомендовали, – рассказал Михаил Николаевич.
– А меня к тому же лет через десять «подселили» к нему в гримерку. Первые месяцы я зайти в нее боялся – для меня это было все равно, что зайти к президенту и развалиться перед ним в кресле. Я стучал в дверь и спрашивал: «Можно?». Алексей Данилович разрешил входить без стука. А потом стал моим другом, позволял шутить над ним и смеялся вместе со мной. Вот тогда я выдохнул… В театре говорят, что Дурову одинаково подвластны любые роли – что трагические, что комические. Самому Алексею Даниловичу ближе всего простые люди и простая одежда. Именно такова его самая большая роль в текущем репертуаре театра – роль Хозяина в «Очень простой истории» Марии Ладо. Войти в спектакль, который уже несколько лет шел на сцене, да после того, как эту роль играл Борис Александров, было нелегко. Но ему помогли его партнерши по сцене – Кларина Шадько, Зоя Самсонова, заслуженная артистка Ирина Янко.
Нам, зрителям, может показаться: большая, значит, любимая. Но Алексей Данилович не может назвать любимую роль: «Если я всего 13 минут на сцене, но вложил в них всю свою душу, как эта роль может быть нелюбимой?». И он не верит в то, что какая-то роль может даваться актеру легко: каждая требует большого труда, хотя бывали и внезапные прозрения: «Вскочишь посреди ночи и запишешь сцену!». К слову, три личные рукописи работ над ролями Дуров передал в фонд Краеведческого музея. Этот необычный экспонат, а также фотография и приз, полученный в 1996 году вместе с премией Союза театральных деятелей, стали основой личного фонда Алексея Дурова в Областном краеведческом музее. К моменту завершения творческой встречи с актером закончил карандашный портрет своего современника художник Лев Воронов.
Анна Школьная