Разговоры о создании органов территориального общественного самоуправления, или, сокращенно, ТОСов, идут в Ульяновске уже не первый год. Сторонники их создания в нашем городе утверждают, что это прогрессивная форма самоуправления, которая защитит горожан от произвола чиновников, позволит им самим контролировать решение вопросов, касающихся многих сторон их жизни и быта. Предпринимались даже попытки создания ТОСов, однако, новшество никак не хочет приживаться на волжских берегах. Почему? Ответ на этот вопрос сегодня вместе с нашим корреспондентом попытается найти депутат городской думы Геннадий БУДАРИН.
Итак, ТОСы. Судя по тому, что написано об этих общественных органах в официальных документах, они являют собой ну прямо-таки панацею едва ли не от всех бед горожан. Ведь в их компетенции могут находиться такие вопросы, как охрана окружающей среды и воспитание молодежи, организация досуга жильцов и благоустройство территории и поддержание порядка в домах, сохранение и эксплуатация жилого фонда и объектов инженерной и социальной инфраструктуры, защита прав потребителей и охрана общественного порядка наряду с профилактикой правонарушений. Даже поддержка незащищенных и малообеспеченных категорий граждан может быть в ведении ТОСов.
– Все это, конечно, замечательно, но возникает вполне закономерный вопрос: если общественное самоуправление станет выполнять перечисленные функции, то зачем нам тогда государственные природоохранные органы, школы, ИДН и всякие ДК? Зачем нам управляющие компании ЖКХ и даже РУВД вместе с комитетами соцзащиты?
– Вы верно определили границы компетенции органов общественного самоуправления. Но ошиблись в том, что ТОСы сами должны будут осуществлять непосредственное решение и исполнение перечисленных вами вопросов и функций. Они призваны контролировать эффективность работы государственных и муниципальных структур на своей территории, следить за правильностью расходования средств, предназначенных, скажем, для благоустройства или ремонта жилого фонда в границах ТОСа. Хотя какие-то задачи общественники смогут решать и сами – предусмотрено даже выделение (по согласованию) бюджетных средств для этого. А сами ТОСы приобретают статус юридических лиц со всеми соответствующими правами, предусмотренными законодательством России. То есть если ваш дом находится под защитой комитета ТОС, то с вами не рискнет разговаривать через губу дядя Вася из ЖЭКа или кассир в расчетном центре – все будут знать, что ваши права есть кому отстаивать в любых инстанциях – от служебных кабинетов чиновников, до гражданских или арбитражных судов.
– Если я правильно вас понял, то ТОС – это что-то вроде народного контроля в годы советской власти, правильно?
– Это, конечно, немного утрированно но в принципе правильно. Только у ТОСа полномочий больше. Он же, как я уже говорил, может и сам что-то делать. Необязательно ходить народной дружиной вокруг дома или субботники проводить по благоустройству, организовывать культурные мероприятия или молодежи лекции читать. У ТОСов есть право выходить с предложениями в органы государственной власти, участвовать в обсуждении и решении вопросов, касающихся жителей. Они вправе проводить пикеты, митинги и шествия и даже издавать свою газету. Согласитесь, народный контроль таких прав не имел.
– Не имел. Только его боялись как огня. А ТОС, как ни крути, организация общественная, хотя и с правами юридического лица. И еще не факт, что чиновничество будет с ТОСами взаимодействовать. Отмахнется как от назойливой мухи, и все.
– Ну, не скажите. Есть в России города, где практика создания ТОСов применяется широко. В Оренбурге, например. Или в Сочи, в Архангельске, в Барнауле. Никто там от общественного самоуправления не отмахивается, и люди давно поняли эффективность и полезность общественного самоуправления.
– Но почему же тогда в Ульяновске это самое самоуправление не прививается? Ведь еще 4 года назад депутаты пытались сподвигнуть на создание ТОСа жильцов дома №1 по улице Карбышева в Новом городе. И устав подготовили, и массу подготовительной работы провели, а воз, что называется, ни с места. Почему?
– Да просто работать с людьми нужно! Не наскоком – раз-два и все! – а постоянно и направленно. Вот, например, в Германии, перед тем как появиться новому закону, среди населения огромными тиражами распространяются брошюры, в которых практически на пальцах этот закон разъясняется. И к тому времени, когда он вступает в силу, каждый немец знает, в чем суть. А у нас? Что ни закон – то гром с ясного неба! Что касается
ТОСов, то никто людям толком не объяснил, что они дают, какая от них польза конкретному человеку. А насчет того, что ТОСы у нас «не прививаются», я готов поспорить. Совсем недавно городская дума приняла решение о создании на территории нашего города сразу двух ТОСов – в Заволжье («Индовое») и в Засвияжье («Пески»).
– Вы, конечно, правы в том, что степень информированности и правовой грамотности населения у нас весьма низкая. Но есть и другой аспект. То ли менталитет у нас такой, то ли еще что, но создается впечатление, будто в людях до сих пор не изжита какая-то совковость, что ли. Все мы надеемся по старой привычке на кого-то. А ведь за 16 постсоветских лет, казалось бы, каждый уже понял, что никто за нас наши права отстаивать не будет, ничего не придет в готовом виде – за все надо бороться. Или это леность какая-то?
– Леность, ментальность и совковость – это, на мой взгляд, оправдания для тех, кто не хочет работать с людьми. Что, в том же Оренбурге люди из другого теста сделаны или там советской власти никогда не было? Нет, я считаю, вы в своих выводах ошибаетесь. Повторяю, работать нужно. Главное, чтобы люди поняли, что такое ТОС. И как только появится первый положительный опыт работы – тогда общественное самоуправление пойдет в жизнь.