Новый состав Законодательного Собрания Ульяновской области постепенно приступает к работе: прошли два заседания, сформирована структура облпарламента. В ней вновь появилась должность первого заместителя председателя ЗС, на которую избран Александр Майер-старший. Он хорошо известен в области и как успешный бизнесмен, и как руководитель, поработавший в органах власти. Был депутатом ЗС III созыва, потом возглавлял областное правительство. Позже этот пост занял губернатор Сергей Морозов, согласно поправкам в Устав области, а Майер-старший вернулся в бизнес. И вот после некоторой паузы Александр Александрович вновь среди руководителей Ульяновской области. К тому же возглавил в ЗС фракцию «Единой России», имеющую сейчас в облпарламенте 4/5 мест. Сегодня первый заместитель председателя Собрания – наш собеседник.

– Александр Александрович, почему Вы решили вернуться в политику? Причем пришли в законодательный орган, хотя работали в разных властных структурах, а по имиджу больше соответствуете управленцу исполнительной власти.

– В свое время я покинул облправительство еще и потому, что устал и хотел отдохнуть. Это Сергею Ивановичу Морозову энергии не занимать: его работоспособности можно только по-хорошему позавидовать. Но я уже три года являюсь членом партии «Единая Россия», поэтому, когда губернатор предложил мне идти на выборы по списку партии, ответ у меня был один: если я нужен в ЗС для пользы области, конечно, пойду. Задачу, поставленную на выборы, мы, считаю, выполнили достойно.

– Действительно, партия власти добилась цели: сформировала областной парламент со своим квалифицированным большинством, как и планировала, объясняя это желанием сделать систему управления областью более эффективной. В каком направлении ЗС предстоит двигаться дальше?

– Основная задача депутатов IV созыва – консолидированно, слаженно работать на конечный результат, независимо от того, в какой партии ты состоишь. Я попытался призвать к этому коллег по ЗС на первом же заседании. Немного не получилось. На втором – тоже. Но, думаю, все равно мы найдем с политической оппозицией общий язык и будем совместно работать над совершенствованием законов для повышения качества жизни ульяновцев. Сейчас комитеты ЗС уже рассматривают новые законопроекты. Единственное – нужно внедрять только те областные законы и программы, которые имеют реальное финансовое обеспечение. Особенно, что касается социальной поддержки. Принимать законы ради законов, а потом не иметь возможности их исполнять – неправильно.

– Есть ли законопроекты, которые, на Ваш взгляд, требуется рассмотреть в первую очередь?

– Есть. Например, о предпринимательской деятельности. Для укрепления экономики средний бизнес и в целом по России должен развиваться быстрее, в Ульяновской же области он почти замер, в основном это – торговля. А промышленный потенциал у нас большой. Но на пути предпринимателей часто встают бюрократические барьеры.

По «ВИС-МОСу» сужу: вроде такая у нас известная фирма, но когда задумаешь что-то строить для развития производства, то даже с моим авторитетом пройти весь частокол согласований – это нечто! С помощью областного закона можно упростить процедуры, дать вздохнуть предпринимателям.

– По идее, Вы правы, однако и сейчас, при обилии чиновничьих препон, в области вылезает масса такого новостроя, что просто за голову хватаешься. Не усугубится ли ситуация?

– Здесь не ответишь категорично. Я согласен, что нельзя разрешать строить, если объект не соответствует противопожарным нормам или не вписывается в архитектурный облик. Но есть ведь еще отрицательное мнение людей, а с ним – сложнее. Кто-то не хочет, например, видеть в городе новые заводы по каким-либо причинам. Я этого не понимаю: ведь заводы -это рабочие места, зарплаты, рост отчислений в бюджет.

– На старте работы ЗС IV созыва много говорилось о том, что деятельность Собрания должна подвергнуться серьезной организационной перестройке. При формировании структуры изменения произошли частично: появился один новый комитет, у остальных шести слегка поменялись названия и некоторые функции. Значит, реконструкция не закончилась?

– Скорее всего, нет. Структура ЗС – это живой организм. Ведь наша жизнь, экономика постоянно меняются. Руководство РФ ставит новые задачи, и мы должны включаться в выполнение, работать на них. Поэтому не обязательно, что все пять лет структура ЗС IV созыва останется незыблемой. Будем ее совершенствовать, если потребуется. Через полгода или через восемь месяцев оценим, как она работает, если увидим прорехи – подкорректируем.

Сейчас мы постарались сделать комитеты ЗС максимально соответствующими структуре Госдумы. Так легче взаимодействовать с той же Думой, знать, в какие двери с чем стучаться. В Москве мне, например, не раз приходилось слышать, что к качеству документов из Ульяновской области вопросов нет, но мы не умеем приделывать своим инициативам «ноги».

Другой момент: сейчас время требует от законодательных органов, чтобы они не только рассматривали разработанные законопроекты, но и сами чаще выходили с предложениями, как развивать страну, регион. Поэтому я первым делом поручил председателям комитетов подготовить свое видение будущей работы, взаимодействия с исполнительными органами власти.

– Один комитет в IV созыве совершенно новый – по развитию инноваций, инвестиций, инфраструктуры и градостроительства. Что можете сказать о нем?

– Считаю, он очень нужен. Потому что, например, инфраструктура

у нас сегодня, по большому счету, вообще никакая. Этот комитет должен работать над созданием законодательной базы, улучшением условий, для того чтобы привлекать в область новых инвесторов. Причем надежных, а не тех, кто прибежал, снял сливки и все бросил. Почему сегодня та же стройка стремится только в густонаселенные районы города? Потому что там есть сети -водопроводные, электрические, тепловые. А сами застройщики создавать инфраструктуру не хотят -это колоссальный объем работы. Значит, нам нужно принять областные законы, чтобы инвесторы, получающие земельные участки под строительство, развивали там инфраструктуру. Может быть, предусмотреть какие-то льготы для них. Но льготы – не в ущерб бюджету. Надо обязательно просчитывать: сможет ли получивший льготы, развернув свой бизнес, покрыть в дальнейшем временные потери облбюджета и принести в казну больше? Законы нельзя принимать себе в убыток.

Должен новый комитет ЗС и активно взаимодействовать с Госдумой для получения дополнительных финансов из Центра. По некоторым направлениям развития своей инфраструктуры мы в одиночку сегодня не справимся. Есть, например, проект новых водоводов для Ульяновска стоимостью около 3 млрд рублей. Это для нас огромные капвложения.

– Нынешняя Ульяновская область получает противоположные характеристики. Часто говорится о подъеме экономики, потоке инвестиций, положительных переменах. В то же время на одном из последних аппаратных совещаний Морозов устроил разнос чиновникам за отсутствие в области элементарных вещей. Так где же мы находимся реально: на высоте инноваций или, цитируя губернатора, «выплываем из городской канализации»?

– Губернатор прав, отмечая и достижения, и недостатки. Конечно, у нас далеко не все хорошо. Когда область столько лет катилась в никуда, сейчас нужно минимум пять-семь лет, чтобы выйти на нормальный уровень жизни. Однако говорить, что Ульяновская область не движется вперед, нельзя. Она движется, но столько здесь еще дыр. Поэтому Сергей Иванович ничего не скрывает, ведет жесткую политику. По-другому нельзя.

Моя оценка ситуации такова: мы медленно, но уверенно вылезаем из той ямы, в которую попали. Не так быстро, как всем нам хочется. Хотя, с точки зрения реального экономиста, считаю: процесс идет нормальными темпами.

– На первом заседании нового ЗС губернатор заявил, что область сможет войти в двадцатку наиболее динамично развивающихся регионов РФ. Вы сколько времени на это отводите? И вообще войдем ли?

– Думаю, войдем, но в конце текущего губернаторского срока Морозова – В 2011 ГОДУ, не раньше. Честно говоря, даже в первую тридцатку для нас было бы здорово попасть.

– Наверное, даже десятка будет по плечу, имей Ульяновская область солидный бюджет. В чем Вы видите резервы пополнения казны?

– Действительно, сегодня наш консолидированный бюджет составляет около 25 млрд рублей, а хорошо иметь хотя бы 45 млрд. Выход один – надо активно развивать промышленность, строить новые заводы. Никогда не прощу себе, что зарубили в Ульяновской области возведение металлургического завода. Зато он построен в Оренбурге, имеет экологически чистые немецкие технологии, там работает 1500 человек, в бюджеты отчисляется 4,5 млрд рублей.

– Однако мы в Ульяновской области потеряли предприятия и крупнее по численности. Какие-то еще можно оживить?

– Они оказались неконкурентоспособны в условиях рынка. На прежний уровень их уже не поднять, это слишком большие затраты.

В последнее время мне не приходилось пристально следить з< всей экономикой области. Но сегодня я работаю в ЗС и обязан этим заниматься. В первую очередь собираюсь проанализировать бизнес-проекты, которые внедряются или будут внедряться в нашем регионе. Думаю, в апреле смогу оценить, что у нас реально происходит, на что можно рассчитывать и чем помочь эффективным инвесторам.

– Когда будете во всеоружии, поделитесь с нашими читателями?

– Договорились.

Источник: “Симбирский курьер” № 32 от 29 марта 2008 года.