Не так давно в Ульяновске вышла новая книга известной журналистки и писательницы Галины Денисовой – «Рассказы о судьбах «детей войны». Ниже мы публикуем (в сокращении) интересную рецензию на этот сборник, автор которой – кандидат философских наук Михаил Чернов.
Михаил Васильевич – сам участник ВОВ, много раз писавший на данную тему. Именно поэтому его отзыв на книгу Денисовой – это одновременно и размышления глубоко переживающего, внимательного читателя.
«Неужели так было?»
«Рассказы о судьбах «детей войны» повествуют о жизни молодого поколения Советской России в самый трудный период истории страны. Тыл Советского государства в эти сложные и трагические годы стал жить по законам военного времени: «Все для фронта, все для Победы!». Юноши и девушки 9-14 лет вместе с оставшимися старшими взрослыми, дедами и бабушками пришли на промышленные предприятия, полеводческие бригады и животноводческие фермы, чтобы дать фронту необходимую военную технику, боеприпасы, одежду и продовольствие.
Это они, «дети войны», стояли на подставных ящиках у токарных станков в цехах заводов, изготавливая детали военной продукции, оставаясь ночевать на заводе, пока не будет выполнен фронтовой заказ. Они работали в составе «фронтовых бригад», принимали активное участие в патриотическом движении по оказанию помощи фронту, сбору теплых вещей для воинов, участвовали в комсомольско-молодежных воскресниках, переводя заработанные деньги в Фонд обороны. По данным ЦК ВЛКСМ, в 19411945 годах молодежь страны на комсомольских воскресниках заработала и внесла в Фонд обороны 1 миллиард рублей.
Денисова подробно и правдиво описывает трудности и страдания, которые пришлось пережить «детям войны» в те военные годы. Так, рассказы «Сын деревни» и «Ячневая каша» нельзя просто читать. Они волнуют, захватывают душу и перехватывают дыхание – неужели это так было?! «Да, так было», – отвечает автор. Женщины и дети с надеждой ждали возвращения мужей и отцов с фронта, но часто приходили только похоронки, и тогда «ревела ревом вся деревня».
Осиротел в 1941 году годовалый малыш Ваня в рассказе «Сын деревни», отец его погиб, защищая Родину, а мать умерла. И тогда жители решили взять обездоленного ребенка на поруки, воспитывать и содержать его в семьях по очереди. Так сирота Ваня стал сыном всей деревни. Односельчане воспитывали его и обучали. После войны он стал их гордостью, вырос до крупного хозяйственного руководителя.
В рассказе «Ячневая каша» автор отмечает существенные изменения, произошедшие в характере детей в связи с войной. Она пишет: «Мы, «дети войны», в ту пору сразу возмужали и стали взрослыми, стараясь внести свой вклад в победу над фашизмом». В произведении передается восторг детей, самостоятельно вырастивших урожай ячменя, из которого мать сварила им настоящую кашу без добавки лебеды. На этом примере дети убедились, что они могут стать настоящими помощниками своим матерям, дедам и бабушкам.
Находясь на излечении в палате одной из городских больниц, автор книги познакомилась с Тамарой Александровной Казаковой, от которой узнала о случае из ее жизни, легшем в основу рассказа «Москва, Кремль, Сталину».
В 1943 году, когда Казаковой было всего четыре года, они жили со старшей сестренкой в поселке Чердаклы. В том году их отец был призван в армию, участвовал в битве на Курской дуге, получил тяжелое ранение и скончался в одном из фронтовых госпиталей, а мать вскоре заболела и умерла. Сестры остались круглыми сиротами, без квартиры. Их родная тетя Галя написала письмо Сталину с просьбой о помощи обездоленным детишкам и отправила его с попутным поездом в Москву. Долго ждали ответа. Но вдруг с завода им. Володарского, где работал их отец, приехали руководители и предоставили сестрам благоустроенную квартиру в одном из общежитий этого предприятия. Этот факт из жизни Сталина, неизвестный его биографам, следовало бы опубликовать на страницах центральных российских газет и журналов.
После войны
Однако повествование о военном периоде «детей войны» является лишь началом авторского замысла о судьбах этого поколения. Содержание рассказов и очерков книги переносит нас в послевоенное время, когда плеяда «детей войны» возмужала и достигла совершеннолетия. На их плечи легла огромная забота и ответственность по восстановлению народного хозяйства, разрушенного в годы войны, возрождению из пепла городов и деревень, заводов и фабрик.
Немецкие саперные спецотряды при отступлении методично минировали и взрывали не только промышленные предприятия, но и жилые здания, электростанции, плотины на реках, железнодорожное полотно, вокзалы, школы и детские дома, оставляя после себя выжженную пустыню.
Темпы строительства в послевоенной пятилетке были настолько внушительными, что в 1948 году уровень промышленного производства и производства товаров народного потребления достигли уровня 1940 года, а к концу 1950 года в стране были восстановлены и заново построены 6200 промышленных предприятий.
Именно они, «дети войны», ринувшись в науку, овладели атомной энергией, освоили ракетостроение, завоевали космос, открыли и передали своему народу несметные богатства Сибири, Севера и Дальнего Востока, построили гигантские гидроэлектростанции, повышали своим трудом уровень народного благосостояния.
Галина Денисова приводит в своей книге яркие примеры этих достижений. География примеров – от Забайкалья до Средней Волги. Интересным является рассказ об одной из представительниц военного поколения – Екатерине Наумовой.
Вся ее жизнь прошла на Ульяновском моторном заводе, куда она поступила 17-летней девушкой. В цехе она овладела сложной профессией токаря на сверлильном и фрезерном станках. По ее собственной просьбе перешла в отстающую бригаду, чтобы помочь молодым рабочим освоить токарное дело. За свои трудовые успехи Екатерина Григорьевна была удостоена высокой государственной награды – звания Героя Социалистического Труда.
«Я не старалась быть героем. Тогда нас всех объединяло стремление быстрее залечить раны войны, поднять хозяйство страны, накормить, одеть народ», – говорит героиня этого рассказа.
Особое место занимает в книге Галины Алексеевны очерк о детском доме №1 в столице Забайкалья – Чите. Его нельзя читать без волнения, трепета в душе, ибо в нем повествуется о судьбах детей-сирот, оставшихся обездоленными после гибели их родителей на фронте. Очерк «Их большая семья» – это, по сути дела, второе издание «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко 60-х годов.
Автору удалось найти главные критерии в воспитании сирот. Это – любовь к детям, приобщение к труду, связь с производственными коллективами, члены которых оказывали разнообразную помощь детским домам, приглашали детдомовцев на свои предприятия, в свои семьи, заменяя им самое дорогое на свете – родительский дом и материнскую ласку.
Достоинства книги Денисовой в том, что она написана на конкретном материале. Ее рассказы «сотканы» из живого русского языка, не засоренного казенными выражениями. Сборник читается с большим интересом – как талантливое художественное произведение. Денисова в своих рассказах не поучает читателя, а заставляет его мыслить и давать свою оценку приведенным фактам и поступкам ее персонажей. У нее нет назидательных цитат, все ее герои говорят своим языком, насыщая его местным разговорным колоритом.
В своей книге Денисова представила широкую панораму судеб «детей войны», которые с честью выполнили свой долг перед Родиной в суровые сороковые годы, а в послевоенный период отдали все свои силы на восстановление разрушенного войной народного хозяйства страны.