Мог бы быть такой кричащий заголовок для новости, которая прошла незамеченной. Но на самом деле – это прецедент, который раскрывает основную проблему областного музея, но об этом позже.

Из запасников музея, при содействии областного министра культуры и депутатов ЗСО была извлечена для передачи и реставрации (своими силами) знаменитая, но многими забытая, а некоторыми поколениями и неувиденная, диорама “Освобождение Симбирска” или “Бой за Симбирск 12 сентября 1918 года”, выполненная художником Ю. И. Куликовым при участии В. В. Калягина. (Юрий Иванович Куликов многим известен (пусть и без имени), как художник диорамы “Пожар в Симбирске”, которую всё ещё можно посмотреть в Музее пожарной охраны).

Экспонировалась диорама с боями за Симбирск с 1972 по 1985 год, привлекала большое внимание как горожан, так и туристов, была одной из визитных карточек музея, НО занимала много выставочного пространства. Да и в стране уже начался другой исторический курс.

Диорама была заботливо разобрана и отправлена на хранение.

Несмотря на 13 лет экспозиции, диорама на революционную тему не попала ни на одну массовую открытку или в альбом-путеводитель, уступив в печати место тихому Симбирску за авторством Дешалыта. Единичные изображения можно было найти в местных газетах и в фотофондах Дворца Книги.

Сотрудники музея практически в идеальном состоянии сохранили диораму до настоящего времени. (Хотя было много слухов и домыслов, будто она пропала бесследно).

И как говорят, всё это время посетители задавали одни и те же вопросы: “А где она сейчас хранится? Будет ли снова в экспозиции?” – и если на первый отвечали, то со вторым вопросом – молча разводили руками.

Сейчас же, после обращения сына художника Олега Куликова к депутату Законодательного Собрания Ульяновской области Седову Андрею Николаевичу,. произведение получило шанс на вторую жизнь, диорама передана на хранение в Законодательное Собрание области, где ожидает реставрации (художники и подрядчики не найдены – судя по репортажу). В репортаже много громких слов про патриотизм, связь времён и поколений и звучат косвенные обвинения, мол такие-сякие нарочно спрятали жемчужину коллекции в пыльные закрома!

Но всё более прозаично и не надо искать злой умысел, там, где его нет. Как ранее комментировал ситуацию краевед Сергей Падерин (Brandengofer):

Дом-памятник И.А.Гончарову сразу строился как музейное здание, но тогда никто не мог рассчитывать на существующий ныне объем фондов.

А ведь Гончаровский дом делят два больших музея. Ульяновский областной краеведческий музей, располагающий фондами в 147 тысяч экспонатов, по площади – самый маленький в России.
Неудивительно, что при любом обновлении экспозиции прежние экспонаты приходится убирать «в запасники», которые тоже не безразмерны.

Проблему с площадями музея пытались решить ещё в конце 1960-х, когда был разработан проект застройки Ленинской Мемориальной зоны. За домом Языковых, ориентировочно, где стоят флагштоки у края площади, планировалось построить новое двухэтажное здание краеведческого музея в стиле модернизма.

Но почему то это не было воплощено в жизнь.

Теперь же, музею приходится тщательнее подбирать экспонаты для выставок, ограничивая, возможно, себя и косвенно посетителей.

Что может спасти такую ситуацию?

Только федеральный национальный проект по направлению “Культура”: а будет это постройка нового здания или условный ремонт и адаптация здания Суворовского училища (Танкового училища/Кадетского корпуса) – полностью зависит от нашей региональной власти (на том или ином уровне) и правильно написанной заявки.

А пока диорама будет на реставрации, после которой будет выставлена в музее ЗСО.

Наверное, это лучшее из возможных решений.

Но не войдёт ли это в обыденность, что какое-нибудь НКО, патриотическое или политическое объединение берёт в аренду экспонат с правом выставки и реставрации.

Сюжет УлПравдаТВ. Статья про диораму от Сергея Падерина.

Публикация телеграм-канала 48 Колебяток