Книжных магазинов в Ульяновске становится всё меньше. Сначала открылась и закрылась «Литера» на Гая. Затем с помпой открылась и закрылась «Буква» на Гончарова. Сейчас закрывается «Книгомир». Что это – нежелание наших земляков читать или общероссийская тенденция? И то, и другое.

Причина появления вывесок «Ликвидация товара. Скидка 50 процентов на все» в магазинах сети «Книгомир» в Ульяновске оказалась связана именно с общероссийской тенденцией – крупным игрокам книжного рынка сейчас приходится очень тяжело. С появлением более расторопных общероссийских Интернет-магазинов и электронных ридеров на первый план вышли оперативность и специализация, то есть избыточный выбор в той или иной тематике. Не тем, ни другим ООО «Топкнига», которому принадлежит сеть «Книгомир», похвастаться не может. В итоге гендиректор компании честно и публично признался, что компания проиграла в конкурентной борьбе. Сеть «Книгомир» начала сворачиваться, дальнейшая её судьба неизвестна.

Но распродажа, устроенная «Топкнигой» в своих магазинах, позволила сделать некоторые весьма занятные наблюдения. Скидка в 50 процентов явно поспособствовала тому, чтобы четко выделить точки притяжения ульяновцев. Мы походили по магазину в самое подходящее время – в пятницу вечером, когда в центральном «Книгомире» был настоящий аншлаг. Привлеченные вывеской о скидках и ликвидации, люди активно бороздили просторы залов. Какие же отделы магазина привлекли наибольшее количество потенциальных покупателей? Оказалось, что таких разделов всего два – правовая и юридическая литература, то есть в первую очередь разнообразные сборники законов и нормативных актов, а также детская литература, под которой надо понимать в основном учебники. Наш вывод о повышенном спросе на литературу этой тематики подтверждается и мерчендайзинговыми уловками – оба отдела находятся в самом конце магазина, а вдоль пути посетителя к ним расставлены стенды-приманки с разнообразными подарочными изданиями.

Примерно такой же выкладки придерживаются и остальные ульяновские магазины. Несколько выделялась на этом фоне «Буква», где, по-видимому, пытались создать ауру интеллектуальности. Не получилось. Для оборота надо торговать законами в мягкой обложке и рекомендованными минобразованием учебниками. Спрос на художественную и публицистическую литературу в Ульяновске, по данным ассоциации книгоиздателей, постоянно падает. И дело тут наверняка не только в том, что народ переходит на ридеры на основе электронной бумаги и заказывает книги через Интернет. Очевидно, что и читать стали намного меньше.

Да и кому читать? Старшему поколению, привыкшему к книгам не только как к источнику знаний, но и как к собеседнику, современные книги из книжных сетей зачастую не по карману, молодежь знания предпочитает получать в формате выжимки, а в качестве собеседника выбирает социальные сети или пивную бутылку. Эти факты очевидны и не представляют из себя чего-то уникального – так везде в России.

Особо фанатичные поклонники современных технологий спешат объявить, что планшеты и ридеры уже убили книгу, сделав её уделом маргиналов, не желающих читать с экрана. Но, очевидно, что это не так. Даже если отвлечься от уровня распространенности электронных гаджетов для чтения (1-3 процента рынка), то понятно, что в любом случае за «бумагу» найдётся множество аргументов – начиная с тактильных ощущений, заканчивая престижностью «бумажного чтения».

Сейчас же мы, по-видимому, наблюдаем промежуточный этап, когда книги ещё читают, но, в основном, по необходимости, а не из-за желания. Такова ситуация со сборниками правовых актов и учебниками. Среди остальной литературы на первый план выходит престиж обладания и дарения, то есть дорогие подарочные издания. И лишь на третьем месте чтение «для души».

Получается, что мы стремительно теряем культуру хорошего вдумчивого чтения. Читать хорошую книгу среди молодежи попросту не престижно, и в этом основная проблема. Неважно в каком виде – электронном или бумажном, важно чтобы читали. Но не читают. Знакомый родитель школьника нам сказал, что он даже рад, что его сын не прочитал не одной книги, кроме учебников. Это, мол, помогает ему социализироваться, не становиться белой вороной. Спайдермен, велобайк, «киношки» и чуть попозже «Вконтакте» отлично заменят книгу.

Об этой тенденции активно говорят и учителя. Новое поколение отчасти просто неспособно понять прочитанное, а отчасти не желает «париться». Получается, что потребителями книг остается весьма узкий сегмент – люди среднего возраста, где-то от 25 до 50, которые, с одной стороны, привыкли к чтению, а с другой – имеют средства на покупку современных книг за астрономически неадекватные деньги. А таких людей в Ульяновске очень немного – отсюда и небольшой спрос на нормальную литературу, отсюда и уход с рынка книжных сетей и одиночных магазинов.

Какое же отношение все эти банальные рассуждения имеют к Ульяновску? Самое прямое – напомним, что наш город носит гордое звание «Культурной столицы» и претендует чуть ли не на космическое расширение своего культурного величия. А рассуждали мы ни о чем ином, как о культуре чтения, а если более точно – о желании развивать в себе эту культуру. Мы говорим – мы один из литературных центров России, у нас родились и жили великие писатели – Гончаров, Карамзин и т.д. Вопрос – а что мы делаем для того, чтобы наследие наших земляков кто-то вообще из ульяновцев прочитал и осмыслил? «Гончаровские вечера» и какие-нибудь «Карамзинские беседы»? Это всё для старшего поколения – молодежь таким форматом не приманить. Надо изобрести новый, понятный и буквально заставляющий заинтересоваться культурным наследием. Казалось бы, вот она достойная задача для воплощения в рамках «Культурной столицы», тем более уже обкатанная в рамках «Живой Перми», где для решения подобной задачи проводилось сразу несколько мероприятий, создающих единую канву. Бери и внедряй.

Но у нас это никого не волнует и никому не надо – деньги проще взять и поделить между своими, о чем мы уже писали не раз, а ульяновцев оставить у разбитого «книжного» корыта. Почему разбитого? Да по простой причине – книжные магазины будут закрываться и дальше, выживут только те, на вывеске у которых будет стоять «учебная литература». Для остального Ульяновск лишен перспектив.

А ведь ситуация с книгами это не просто вырванный из контекста пример, это настоящий индикатор состояния культуры. Книги у нас безнадежно проиграли «Спайдермену» и «Вконтакте», а культура – желанию взять и поделить.