На заседании Правительства Ульяновской области 2 октября 2013 года планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О проекте закона Ульяновской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы»

Основной идеей данного проекта закона является утверждение новой среднесрочной Программы социально-экономического развития Ульяновской области.

В настоящее время утверждены 8 стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области (г. Димитровграда, Инзенского, Новоспасского, Мелекесского, Сенгилеевского, Тереньгульского, Цильнинского, Павловского районов).

Утверждаемая Программа является логическим продолжением Стратегии-2020, одним из этапов её реализации.

Программа содержит:

1. Цели социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы.

2. Задачи и комплексы мероприятий, обеспечивающие достижение целей социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы.

3. Целевые параметры социально-экономического развития Ульяновской области на период с 2013 до 2015 года (12 показателей уровня жизни и развития экономики Ульяновской области).

Как и в действующей Стратегии-2020 во главу угла ставятся две важнейшие цели:

– продолжение дальнейшей модернизации экономики Ульяновской области с целью повышения темпов экономического роста региона до уровня, превышающего среднероссийские показатели;

– обеспечение концентрации в регионе качественного человеческого капитала за счёт обеспечения высокого качества жизни населения.

Модернизация экономики заключается в технологическом обновлении промышленной базы, повышении производительности труда, переходе на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Как и прежде главные акценты будут сделаны на развитие кластеров.

Должен быть обеспечен опережающий рост в следующих секторах экономики Ульяновской области: атомная индустрия, авиационная промышленность, автомобильная промышленность, производство строительных материалов, транспорт-логистика, агропромышленный комплекс, приборостроение и станкостроение.

Также будет продолжена работа по созданию в области благоприятной среды для развития бизнеса и привлечения масштабных инвестиций в экономику (создание промышленных зон и индустриальных парков), работа по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры с целью снятия ограничений развития региона и работа по созданию региональной инновационной системы.

Главным отличием этого документа от предыдущего является то, что новая программа, равно как и вся Стратегия до 2020 года, позиционируется как Программа креативного развития региона. Совершенно новым стало то, что в регионе должны быть реализованы мероприятия по созданию историко-туристского кластера «Музей СССР», кластера творческих индустрий, а также кластера информационных технологий. В Программу добавлен новый раздел по реализации государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан на территории Ульяновской области.

Также Программой социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы отдельным приложением утверждаются:

– нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Ульяновской области,

– нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области.

2. О проекте закона Ульяновской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Общая сумма доходов Фонда в 2014 году планируется в размере 9 824 190,4 тыс. рублей (рост в сравнении с 2013 годом составит 1 329 088,3 тыс. руб. или 15,7%); в 2015 году – 11 840 870,2 тыс. рублей; в 2016 году – 12 524 395,2 тыс. рублей.

В бюджет Фонда подлежат зачислению следующие доходы: прочие неналоговые доходы, субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов, межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Прочие неналоговые доходы (поступление средств за лечение иногородних граждан) определены Фондом исходя из ожидаемого исполнения бюджета Фонда на 2013 год с учётом изменения стоимости территориальной программы ОМС субъектов РФ по индексам – дефляторам ВВП на 2014-2016 годы: в 2014 году – 101 641 тыс. рублей (рост в сравнении с 2013 годом – 5 572 тыс. рублей или 5,8%), в 2015 -2016 годах – 112 455,6 тыс. рублей и 124 342,2 тыс. рублей соответственно.

Субвенции из бюджета Федерального фонда запланированы в следующих размерах: в 2014 году – 8 890 270 тыс. рублей (рост составит 1 289 810,8 тыс. рублей или 17,0% к 2013 году), в 2015-2016 годах – 10 829 849,2 тыс. рублей и 11 501 487,6 тыс. рублей соответственно. В соответствии со ст.27 Федерального закона от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов, определяется исходя из численности застрахованных лиц, и норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования. Размер средств определен по нормативам финансового обеспечения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074. При утверждении в установленном порядке федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» величина субвенций подлежит соответствующей корректировке.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования, запланированы в соответствии с размерами, определенными в областном бюджете Ульяновской области: в 2014 году – 832 279,4 тыс. рублей (рост к 2013 году составит 60 970,5 тыс. рублей или 7,9 %), в 2015 году – 898 565,4 тыс. рублей, в 2016 году – 898 565,4 тыс. рублей.

Межбюджетные трансферты из областного бюджета предусмотрены для обеспечения оплаты по полному тарифу заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа, оказываемых ООО “ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА”, оплаты скорой медицинской помощи, применения вспомогательных репродуктивных технологий и оплаты высокотехнологичной медицинской помощи.

Расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования составляют в 2014-2016 годах – 9 693 897,9 тыс. рублей (рост в сравнении с 2013 годом составляет 1 175 443,6 тыс.рублей или 13,8%); 11 761 060,1 тыс. рублей и 12 439 956,2 тыс. рублей соответственно.

Расходование средств осуществляется по следующим направлениям:

– на финансирование страховых медицинских организаций для оплаты медицинских услуг по подушевым нормативам финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования жителей Ульяновской области, в том числе расходы на ведение дела;

– на оплату медицинских услуг, оказанных гражданам вне территории страхования.

Общая сумма расходов Фонда планируется:

– в 2014 году в размере 9 824 190,4 тыс. рублей (рост к 2013 году 14,2%);

– в 2015 году в размере 11 840 870,2 тыс. рублей;

– в 2016 году в размере 12 524 395,2 тыс. рублей.

Статьёй 5 законопроекта устанавливаются особенности исполнения бюджета Фонда в 2014 году, согласно которой остаток неиспользованных средств на 1 января 2014 года будет направлен на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Также законом устанавливается норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию для страховых медицинских организаций в размере одного процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

Кроме того, утверждается нормированный страховой запас Фонда на 2014 год в сумме 361 386,6 тыс. рублей, на 2015 год в сумме 443 480,1 тыс. рублей и на 2016 год в сумме 471 008,1 тыс. рублей.

3. О проекте закона Ульяновской области «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2014 год»

Проект закона разработан и вносится в соответствии с главой 4 Закона Ульяновской области от 06.05.2002 № 020-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области», предусматривающей ежегодное принятие Программы управления государственной собственностью Ульяновской области, которой должны быть урегулированы общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления экономикой, в целях определения основных видов и предполагаемого размера расходов, связанных с управлением областной собственностью, использованием и распоряжением отдельными видами объектов областной собственности, предполагаемый размер доходов от использования объектов областной собственности, в том числе доходов от арендной платы, отчислений от прибыли областных государственных предприятий, дивидендов по ценным бумагам, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, а также источники внутреннего финансирования дефицита областного бюджета Ульяновской области в части средств, планируемых к получению от продажи акций, находящихся в собственности Ульяновской области.

Предполагаемый размер доходов бюджета Ульяновской области составит в сумме 46321 тыс. руб.

Расходы, связанные с управлением объектами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области в сумме – 131 044,8 тыс.руб.

Договоры безвозмездного пользования с общественными организациями заключены в 2013 году в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и согласованием Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области.

Предполагаемое к передаче в безвозмездное пользование имущество будет использоваться федеральными органами исполнительной власти, муниципальными учреждениями, общественными и религиозными организациями. Основание для заключения договоров безвозмездного пользования с организациями, включёнными в приложение 4 к Программе – пункты 2, 3, 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. О проекте закона Ульяновской области «О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2014 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2014-2016 годы»

Законопроект регулирует общественные отношения, связанные с реализацией Ульяновской областью полномочий собственника в отношении государственного имущества Ульяновской области. Его действие планируется распространить на неопределенный круг лиц, а также на областные государственные унитарные предприятия, планируемые к приватизации.

В соответствии с Программой приватизации, в 2014-2016 годах продолжается приватизация областного имущества, не задействованного в обеспечении государственных полномочий Ульяновской области.

Планируется к приватизации 15 объектов недвижимости, расположенных в Вешкаймском, Николаевском, Новомалыклинском, Майнском, Карсунском, Инзенском, Кузоватовском районах Ульяновской области, в том числе один объект в г.Ульяновске.

Объекты, планируемые к приватизации, не задействованы в обеспечении полномочий Ульяновской области и их реализация позволит пополнить областной бюджет Ульяновской области и уменьшить затраты на их содержание. Действие 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на объекты не распространяется.

В проект программы приватизации включены предприятия агропромышленного и социального комплексов.

Проект Программы приватизации на 2014 год предусматривает приватизацию находящихся в областной собственности пакета акций 1 акционерного общества, а также 2 областных государственных унитарных предприятий.

Кроме того, планируется приватизация двух унитарных предприятий сельскохозяйственной отрасли путём преобразования в общества с ограниченной ответственностью.

5. О прогнозе социально-экономического развития Ульяновской области на 2014 -2016 годы

Макропараметры сформированы исходя из прогнозных показателей объёмов промышленного производства, прибыли, инвестиций, зарплаты 60-ти крупных и средних бюджетообразующих предприятиях из разных сфер экономики, а также сценарных условий социально-экономического развития РФ на ближайшую 3 года.

24 сентября 2013 года Министерство экономического развития РФ опубликовало уточненный «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в котором ряд показателей были скорректированы в сторону уменьшения. В первую очередь речь идет о ВВП России, который по уточненным данным в 2013 году должен вырасти всего на 1,8% (летние данные – на 2,4%). Промышленность в РФ на протяжении всего года имеет нулевой рост, при этом обрабатывающие производства показывают отрицательную динамику – минус 1%. В пределах 2% понижен темп роста инвестиций, при этом сейчас приток инвестиций составляет 98,7% от уровня прошлого года.

Промышленное производство.

Ведущее место в экономике области занимает промышленное производство – это 30% всего ВРП. В 2012 году промышленные предприятия региона произвели продукции на сумму 185,6 млрд рублей с индексом в 104,5%, превышающим средний рост по РФ почти на 2% и по ПФО на 0,4%.

В течение всего 2013 года регион по темпу роста входит в тройку лидеров ПФО, уступая лишь Нижегородской области.

В разрезе 3-х составляющих промышленное производство Ульяновской области будет расти со следующими темпами:

«Добыча полезных ископаемых» – 104,5% в 2013 году (уточненн. – 108%), далее до 2016 года предполагается около 5-5,3% ежегодного роста.

«Обрабатывающие производства» – это самый крупный раздел промпроизводства Ульяновской области (уд. вес около 80%). В текущем году индекс оценивается на уровне 104-105%. Такой рост к базе прошлого года будет обеспечен, прежде всего, ростом производства электрооборудования, транспортных средств и оборудования и т.д. Объёмы производства таких крупных предприятий, как ОАО «Контактор», ОАО «КТЦ «Металлоконструкция», ООО «Зенит-Химмаш», ОАО «Димитровградхиммаш», ОАО «Утёс», ООО «БАУ Мотор Корпорэйшн» и т.д., будут, как минимум, превышать прошлогодние показатели.

В среднесрочной перспективе индекс по обрабатывающим производствам будет удерживать темп в диапазоне 106-107%, что и будет определять достаточно высокий индекс промпроизводства на перспективу до 2016 года, за счет роста в производстве транспортных средств и оборудования.

Индекс производства по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в среднем за 2013 год прогнозируется на уровне 101,4%. Далее с ростом промышленного производства, но параллельно учитывая внедрение энергосберегающих технологий, индекс будет расти незначительно в диапазоне 101-102,4% ежегодно.

Прибыль

По итогам 7 месяцев 2013 года темп роста прибыли, полученных крупными и средними прибыльными организациями составил 105% (около 11 млрд руб.), т.е. пока установленный на 2013 год прогноз выполняется.

В 2014 году темп роста прибыли прибыльных организаций в Ульяновской области предварительно составит 105%. При более сдержанных прогнозах развития РФ на 2014 год МЭР РФ прогнозирует темп роста прибыли 113,5%.

Сельское хозяйство

Валовая продукция сельского хозяйства в 2013 году в действующих ценах составит 29,2 млрд рублей, в сопоставимой оценке рост составит 110% (РФ 107%) к уровню 2012 года. При этом ожидается рост, как в растениеводстве на 14,3%, так и в животноводстве на 6%.

Инвестиции

Одним из основных факторов, который позволит поддерживать экономический рост в 2014 и последующих годах является активизация инвестиционной деятельности. Благодаря этому фактору в Ульяновской области сохраняется ускоренный относительно РФ рост экономики. Последние 10 лет практически ежегодно наблюдается тенденция роста объема инвестиций в основной капитал. Благодаря проведению качественной инвестиционной политики в последние годы, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах активно растет – 116 % в 2011 году (59,2 млрд рублей), за 2012 год – 117,3 % (72,9 млрд рублей). Объем инвестиций в основной капитал в 2012 году увеличился к уровню 2004 года более, чем в 6 раз (в РФ в 4,4 раза). В 2013 году в соответствии с целевым параметром объем привлечённых инвестиций должен достичь 81 млрд руб.

Ввод жилья

В 2012 году введено жилых домов общей площадью 607,3 тыс.кв.м. В перспективе прогнозируется увеличение площади – по оценке в 2013 году будет введено 620 тыс.кв.м. В результате ежегодного увеличения объемов вводимого жилья, в 2016 году показатель приблизится к 1 млн.кв.м. (960 тыс.кв.м.). Таким образом, за 3 года вырастет практически в 1,5 раза.

Соответственно ожидается рост вводимого жилья на душу населения. По итогам 2012 года введено жилья на душу населения 0,48 кв.м. В результате ежегодного роста, к 2016 году он достигнет значения в 0,8 кв.м.

Инфляция (к декабрю)

В 2012 году уровень инфляции в Ульяновской области сложился самый низкий с 1991 года – 106,5%. До конца 2013 года по оптимистичному варианту инфляция не должна превысить 106-5-106,8%. Общая политика Правительства Ульяновской области, направленная на сдерживание уровня инфляции (в соответствии с Планом мероприятий), в том числе на тарифы (за год не более 6%) позволит удержать заданный ориентир. В последующие годы ожидается последовательное снижение уровня инфляции до 105,5-105,8% к 2016 году.

Производство валового регионального продукта

Резюмируя деятельность всех отраслей, интегральный показатель развития экономики региона – валовой региональный продукт в 2013 году оценивается на уровне 287,1 млрд рублей. Рост не менее чем в 104% будет обеспечиваться, в первую очередь, ростом в промышленном производстве на 5%, торговле – на 4%, сельском хозяйстве – почти на 10%. Эти четыре блока являются определяющими и более чем на 50% формируют валовой региональный продукт Ульяновской области. Таким образом, темпы роста экономики Ульяновской области в 2013 году будут выше, чем средний рост ВРП по РФ, который оценивается МЭР РФ лишь на уровне 101,8%.

Далее в 2014-2016 годах с учётом ежегодного стабильного роста и реализации планов основных бюджетообразующих предприятий, инвестиционной привлекательности, валовой региональный продукт будет расти в пределах 5% ежегодно. Для сравнения, средний рост ВРП по РФ в предстоящие три года не превысит 103,3%.

6. О проекте закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Параметры областного бюджета Ульяновской области на 2014-2016 годы сложились в следующих объёмах:

Доходы всего: 2014 год – 28 916,6 млн рублей, что больше первоначально утверждённой суммы на 2013 год на 1,3 процента, 2015 год – 29 780,1 млн рублей, 2016 год – 31 433,3 млн рублей.

Доходная часть областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам определена на 2014 год в сумме 23 781,9 млн рублей; на 2015 год – 25 801,6 млн рублей и на 2016 год – 27 915,1 млн рублей.

Финансовая помощь из федерального бюджета на 2014 год прогнозируется в общем объёме 5 134,7 млн рублей, на 2015 год – 3 978,6 млн рублей, на 2016 год – 3 518,2 млн рублей.

В структуре расходов областного бюджета Ульяновской области, как и в прошлые годы, преобладают расходы на обеспечение публичных услуг в сфере социальной политики, образования, здравоохранения, включая финансовую помощь бюджетам муниципальных образований области. Удельный вес этих расходов составляет 78,3 процента. Таким образом, можно сказать, что бюджет сохраняет свою социальную направленность.

В сформированном бюджете на 2014 год почти четверть расходов (24,2 процента) направляются на социальную политику. Объём бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области по этой отрасли составит 7 870,9 млн рублей, в том числе расходы на социальное обеспечение населения в 2014 году запланированы в сумме 5 844,2 млн рублей.

На реализацию государственной программы «Социальная поддержка и защита населения в Ульяновской области» на 2014-2018 годы» в областном бюджете Ульяновской области на 2014 год предусмотрено 4 746,6 млн рублей.

Формирование бюджетных ассигнований по отрасли «Образование» осуществлялось с учётом задач, поставленных в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 года. Бюджетные проектировки на 2014 год запланированы в сумме 7 480 млн рублей или на 115,7 процента к показателям первоначально утверждённого бюджета на 2013 год. Рост расходов в 2014 году произошёл в основном за счёт передачи дошкольного образования с 01.01.2014 на уровень субъекта, а также за счёт планируемого повышения заработной платы с 01.10.2014 на 5 процентов, повышения оплаты труда педагогического персонала образовательных учреждений в соответствии с майскими Указами Президента РФ, индексации стипендиального фонда для студентов областных образовательных учреждений профессионального образования с 01.09.2014 на 5 процентов.

Наибольший удельный вес (70,1 процента или 5 246,5 млн рублей) в общем объёме расходов занимают межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований области, которые запланированы на 2014 год с ростом к уровню 2013 года на 22,8 процента или на 973,6 млн рублей.

Межбюджетные трансферты на 2014 год запланированы в общей сумме 13 273,3 млн рублей, из которых 4 517,6 млн рублей составляют средства Территориального и Федерального фондов обязательного медицинского страхования, 31,3 млн рублей – средства Пенсионного фонда РФ.

Общий объём финансовой поддержки местных бюджетов на очередной финансовый год прогнозируется в сумме 8 724,3 млн рублей.

Основным видом финансовой помощи являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области с объёмом финансирования на 2014 год в сумме 1 426,9 млн рублей.

7. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменения в Закон Ульяновской области «Об утверждении Программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2013 год»

Программа управления государственной собственностью Ульяновской области на 2013 год, утверждённая Законом Ульяновской области от 30.11.2012 № 182-ЗО, содержит основные направления использования государственного имущества Ульяновской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона
от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится организация материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ.

Согласно статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ, государственных гражданских служащих субъекта РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Ульяновской области от 06.05.2002 № 020-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области» недвижимое имущество, которое предполагается приобрести в государственную собственность Ульяновской области, подлежит включению в Программу управления государственной собственностью Ульяновской области.

Настоящим законопроектом на основании обращения Главы администрации муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области от 08.02.2013 № 978-01 планируется принять из собственности муниципального образования «город Ульяновск» в государственную собственность Ульяновской области помещения, назначение: нежилое, общей площадью 449,6 кв. м, номера на поэтажном плане 1 этаж: № 18, 42, 72, 73; 2 этаж: № 1, 2, 6-30, 32-40, 43-45, с кадастровым номером 73:24:041804:625, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 13/91 А.

Социально-экономическим последствием принятия настоящего проекта закона станет обеспечение деятельности органов государственной власти субъекта РФ, государственных гражданских служащих субъекта РФ.

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА