Владимир КОРШУНОВ
«Где бы ни учиться, лишь бы не учиться» – ходила в мои студенческие годы такая шутка. А еще мы говорили: «Лучше красная рожа и синий диплом, чем наоборот». Это было в конце 80-х – начале 90-х. В стране уже начиналась безработица. Найти хорошее место работы (да что там хорошее – любое) было так же сложно, как кошелек с деньгами. Казалось бы – учись хорошо, хорошо устраивайся, однако…
Все и тогда прекрасно понимали, что хорошо устроиться можно: если возьмут (знакомые, родственники), если повезет (его величество случай плюс какой-никакой талант, чтобы пробиться дальше). Вот, пожалуй, и все. При отсутствии этих обстоятельств – цвет диплома, полученные знания (тем более это только теория, а не практика), количество пятерок и четверок во вкладыше к диплому (у меня этот вкладыш никто ни разу так и не посмотрел) ничего не гарантируют. Так оно и вышло.
Не знаю точно, как сейчас, но кажется, еще сложнее. Безработица и обилие дипломов на рынке труда даже элемент везения свели почти к нулю, а процесс трудоустройства довели до абсурда. Объявления типа: «Не старше 25 лет, опыт работы в аналогичной должности не менее 5 лет», тесты, напоминающие ребусы и шарады, измерение IQ для соискателей вакантного места курьера с окладом 4-5 тысяч, рекомендательные письма и т.д. и т.п. Чудят работодатели кто во что горазд, забыв или не понимая, что после любого вуза выходит не специалист, а только кандидат в специалисты, который может им стать уже в процессе конкретной работы. А может и не стать никогда. Все хотят получить готовенькое сразу и задешево. И не сказать, что специалисты не нужны. Ой, как нужны! Но сразу, с порога – пришел и делай. Учить никто не будет.
Ладно, у бизнеса свои причуды. Но есть ведь государство, которому нужны кадры и рабочие, и дипломированные, которое вроде бы должно заниматься профориентацией, не допускать переизбытка и дефицита таковых по всем отраслям. Так кто же нужен сегодня в нашей стране, кто будет востребован и что для этого готов делать государственный аппарат?
С профориентацией все понятно. Она и в мои годы ограничивалась «беседой» во время классного часа и «тестом» на УПК. Для тех, кто не знает, что это такое УПК, – это учебно-производственный комбинат, куда старшеклассники ходили вместо уроков труда и получали рабочую специальность. Получали, конечно, с горем пополам, но это все же лучше, чем ничего. А что с рабочими специальностями сегодня? УПК – нет. Система профессионально-технического образования (некогда лучшая в мире) «оптимизируется». Весной стало известно, что только в Ульяновске сокращаются три училища (№ 6, 9, 14). Гос.казна тратиться на квалифицированные рабочие кадры не хочет. Руководители многих предприятий просто в шоке. Кто придет на смену Иванам Кузьмичам, которым к 70-ти, они просто не знают. Открывать курсы при заводе или при стройплощадке не хотят или не могут. А может быть, и то и другое.
С высшим образованием, как уже говорилось, давно все ясно. Теперь вот и наш пед., как говорится, то ли будет, то ли нет. Были еще военные училища… Именно что были. Когда дивизии трансформируются в бригады, а полки в батальоны, офицеры тоже не нужны родному государству. А кто же нужен? И нужен ли кто-то вообще? «Avon», «Faberlic» да еще менеджеры по продажам. Но ведь, чтобы купить что-то ненужное, нужно, чтобы был кто-то, способный заработать на это ненужное. Но где и как?
А волна «оптимизации» захлестывает теперь и школы. И судя по тому, что с будущего года государство оставит для них лишь минимальный госзаказ, то и о среднем (в нормальном смысле этого слова) образовании можно забыть.
Но кто-то ведь должен работать? Лечить, учить, водить машины и поезда и т.д. и т.п. Кто-то обязательно будет. Другой вопрос, как и насколько долго.
Чтобы понять, как это может выглядеть, приведу одну историю. Рассказывали мне ее в 90-е летчики одной частной авиакомпании.
Самолет подходит к порту. Первый пилот (назовем его Степаныч) говорит второму:
– Ну что, Юрик, давай – попробуй. Посади сам. Я уже старый, скоро уйду, а тебе летать.
Юрик берет управление на себя. Кое-что он, конечно, знает, но… Раньше машину сажал только первый пилот. Практики не хватает. С первого раза зайти на посадку не получилось. Машина пошла на второй заход. А это ЧП! Почему? Топливо лишнее, деньги, а значит, и премия всему отряду махнула «серебряным крылом» самолета. В результате Степаныч снова сажал машину сам. Был «разбор полетов», крики, шум, угрозы уволить. Больше подготовкой смены Степаныч не занимался. Не разрешили. А с его уходом вскоре уволился и Юрик. А потом и авиакомпания закрылась. Не из-за Юрика, конечно. Просто потому, что не могла не закрыться…
Владимир КОРШУНОВ