Депутат Алексей Куринный опубликовал данные о втором этапе масштабной реформы здравоохранения, которая ждет Ульяновскую область. В нынешнем году планируют реорганизовать еще 14 медучреждений (плюсом к 11, которые попали под объединение в прошлом году). Объединят райбольницы, в регионе появится противотуберкулезная служба. Узнали у экспертов и участников событий, к чему это все может привести.

Напомним, Стратегию развития здравоохранения Ульяновской области до 2036 года разработали по итогам аудита отрасли. Его, по запросу областного Минздрава, провел Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ). К независимой экспертной оценке отчета также привлекли Первый Московский государственный медуниверситет имени И.М. Сеченова Минздрава РФ.

Региональный Минздрав решил пойти по непопулярному пути – не увеличивать финансирование отрасли, а реорганизовать учреждения, «рациональное формирование потоков пациентов в соответствии с их потребностями». Это в итоге должно сэкономить 440 млн рублей в год.

В стратегию вошло слияние райбольниц (вместо действующих 17-ти должны появиться пять межрайонных центров); создание объединенной лаборатории и противотуберкулезной службы и прочее.

Первый этап в прошлом году прошел довольно болезненно: это объединение трех взрослых поликлиник в Новом городе (№3, 5 и 6), участковых больниц Мелекесского района, областной больницы и областного кардиодиспансера, ОДКБ и детской инфекционной больницы, детской специализированной психоневрологической больницы Nº1 и горбольницы Святого Апостола Андрея Первозванного, создание детского реабилитационного центра и Центра ментального развития (вливание детской специализированной психоневрологической больницы №2 в областную психиатрическую больницу имени Копосова). Подробнее Улпресса писала об этом ранее.

Теперь стало известно, что планируют сделать на следующем этапе. Информацию об этом опубликовал в своем телеграм-канале депутат Госдумы Алексей Куринный.

«В 2025 году в соответствии со Стратегией развития здравоохранения Ульяновской области до 2036 года (той самой, которую сделали за 16 млн руб московские специалисты) в регионе планируется оптимизировать еще 14 лечебных учреждений (11 учреждений уже было оптимизировано в конце 2024 года).
В соответсвии со Стратегией процесс стартует в марте.
Проведем тщательное изучение вопроса и получим мнение населения 11 районов области, где планируется ликвидировать Центральные районные больницы, как отдельные юридические лица. Сомневаюсь в экономической эффективности задуманного, а вот с качеством управления таких больших «конгломератов» могут быть проблемы», – написал депутат.

Что в планах?

  • К Инзенской райбольнице присоединят Вешкаймскую и Карсунскую имени врача В.И. Фиошина.
  • К Ульяновской райбольнице – Большенагаткинскую, Сенгилеевскую, Теренгульскую и Новоульяновскую горбольницу имени В.Ф.Альберт
  • К Новоспасской райбольнице – Павловскую имени заслуженного врача России А.И. Марьина, Радищевскую и Старокулаткинскую.
  • Под «крыло» Областого клинического противотуберкулезного диспансера имени С.Д. Грязнова перейдет Детский противотуберкулезный диспансер «Белое Озеро», Областной противотуберкулезный санаторий имени врача А.А. Тамарова и Костно-туберкулезный санаторий «Сосновка» имени врача А.В. Саранцева.

К чему должна в итоге привести реорганизация (часть показателей эффективности реализации проекта)?

  • Количество юрлиц в муниципалитетах, которые подведомственны региональному Минздраву сократится с 68 до 43.
  • К 2036 году во всех муниципалитетах будет вестись мониторинг коечного фонда в реальном времени (в 2025 году этот показатель заложен 5%).
  • Доля пациентов с острым коронарным синдромом с подъемом ST, госпитализированных в стационар в течение двух часов от начала симптомов заболевания должна вырасти с 60% (2025 год) до 90; (2036 год).
  • Доля пациентов с инфарктом миокарда, поступивших в стационар в первые сутки от начала заболевания за тот же срок должна увеличиться с 74,1 до 90%.

Получится ли действительно «оздоровить» ульяновскую медицину, которая сегодня на «голодном пайке» (как финансовом, так и кадровом)?

По мнению Алексея Куринного, готовящееся масштабное укрупнение районных больниц неоправданно. Депутат прогнозирует отток медиков из сел в город:

– Например, Сенгилеевская, Ульяновская, Большенагаткинская больницы. Это совершенно разные направления, разные учреждения, разные подходы. Объединять их сегодня, на мой взгляд, нецелесообразно – во всяком случае, не в той конфигурации, которая предложена. Это снизит управляемость на фоне минимальной экономии на административном персонале. В данном варианте я не вижу, каким образом должны улучшиться качество и доступность медпомощи для жителей этих районов. Очень сильно сомневаюсь, что специалисты, которых и так не хватает, будут перемещаться практически по половине Ульяновской области, закрывая «дыры». Не исключаю, что многие просто перейдут в городские учреждения, где более понятный и удобный график, не только государственные, но и частные.

Есть еще один важный нюанс: у многих районных больниц скопились большие долги. В прошлом году, во время презентации Стратегии, озвучивалась цифра в 680 млн рублей (из них 554 млн – долги по ОМС) за девять месяцев. Из муниципальных больниц главными должниками были Карсунская, Новоульяновская, Инзенская РБ (их долги превысили 100 млн у каждой), а также Сенгилеевская и Большенагаткинская больницы (более 96 млн и почти 94 млн соответственно).

Сейчас сумма немного уменьшилась: по данным Куринного, задолженность составляет порядка 560 млн рублей. Но больницы, к которым будет идти присоединение, станут правоприемниками по долгам. И это может в итоге заблокировать работу всех медучреждений, в том числе, относительно благополучных.

– Та самая ожидаемая экономия может и должна быть направлена на повышение эффективности системы. К сожалению, в Стратегии ничего про реальное увеличение заработных плат и даже в целом финансирование областного здравоохранения нет. Нематериальные стимулы, о которых там говорится, какие-то такие технические вопросы, детали, могут быть решены безо всяких стратегий, на уровне такой базовой работы самого Минздрава. Самое условно прорывное и очень однозначное — это оптимизация. Все остальное – текущая деятельность. Улучшения я не вижу, – поясняет свою позицию депутат.

Начмед Инзенской районной больницы Сергей Плизугов прокоммнетировал Улпрессе, что «польщен, что, по крайней мере, на уровне Карсуна и Вешкаймы, нас «приподняли».

– Но если бы от меня что-то зависело, я бы лучше отдал «под Инзу» Базарносызганскую РБ, а не Вешкаймскую (ее логичнее было бы отдать «под Барыш»). А Карсунскую соединил бы с Сурской РБ. От Инзы, например, до Языково где-то около сотни километров. Смысла из Языково везти к нам больных нет, проще доставить их в Ульяновск. В Вешкайму от нас вообще прямой дороги нет. А Базарный Сызган «под рукой». В целом, мы с главврачом Владимиром Смолкиным бьемся, как можем. У нас сильная реанимация, стационар терапевтический. Кадров вот только не хватает: есть проблемы с хирургами, гинекологами. Нам бы сейчас два гинеколога, мы бы революцию устроили!, – говорит Плигузов.

Как именно будет строиться работа объединенных больниц? Пока непонятно. Возможно, как и в случае с прошлогодней реорганизацией сократят ставки главврачей, не исключено, что урежут и койки.

– Но процесс, на мой взгляд, должен быть равномерным и равноценным. Если объединять больницы, то и районные администрации тоже, делать сельские поселения, – уверен начмед.

Экс-министр здравоохранения Павел Дегтярь полагает, что реорганизация лечебных учреждений будет проходить не так быстро, как запланировано на бумаге:

– Сегодня еще не завершен первый этап, пока еще не появились новые юрлица, это долгий процесс. Думаю, что с учетом того, что проходило все это достаточно сложно, Минздрав в любом случае сделает выводы. И следующие мероприятия по объединению больниц будут проводиться уже исходя из опыта, полученного в результате этой «первой волны». Риски понятны, нужно смотреть, насколько вообще это решение было эффективным, что это дало. И после этого уже принимать решение, исходя из целесообразности.

Дегтярь считает, что любые реорганизации, тем более, учреждений соцсферы, нужно проводить максимально публично, открыто, с привлечением депутатов всех уровней.

– В любом случае, это не окончательный вариант. Любая стратегия в процессе ее исполнения видоизменяется с учетом того, что просто меняются реалии. И здесь, надеюсь, будет так же, – резюмирует экс-министр.