XIX сессия Совета региональных, местных властей и сообществ сегодня состоялась в нашем городе. Основной темой мероприятия стали вопросы контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления в свете предстоящей реформы в Российской Федерации. В работе форума приняли участие губернатор Сергей Морозов, руководители администраций и главы муниципальных образований, поселений Ульяновской области, депутаты ЗСО и Госдумы РФ, ульяновской городской Думы, руководители органов государственной власти региона.

Как считает глава Ульяновска Сергей Панчин, Совет муниципальных образований всегда последовательно отстаивал, отстаивает и будет отстаивать интересы органов местного самоуправления, в том числе и в судах. С февраля 2019 года по настоящее время удалось сэкономить для местных бюджетов 13,5 миллионов рублей.

— К сожалению, не всегда удается отстоять свои позиции, — говорит градоначальник, — однако есть надежда, что в ближайшее время все может измениться. Уже в следующем году начнет претворяться в жизнь реформа контрольно-надзорной деятельности. Традиционно Совет региональных, местных властей и сообществ является площадкой, на которой обсуждаются наиболее актуальные вопросы в области социально-экономического роста Ульяновской области, развития местного самоуправления и гражданского общества в регионе. Одним из таких вопросов является сложившаяся в регионе правоприменительная практика контрольно-надзорной деятельности. Безусловно, следует действовать в рамках законодательства, но важно и учитывать возможность муниципалитетов выплачивать штрафы, которые сегодня устанавливают ряд контрольно-надзорных органов. Также нам необходимо рассмотреть вопрос статуса органов местного самоуправления. Признавать ли их органами государственной власти или нет.  Только совместными усилиями сегодня удастся выработать конкретные пути решения существующих проблем.

Напомним, что президент РФ Владимир Путин высказался о необходимости отрегулировать взаимодействие между государственной властью и местным самоуправлением. Сейчас по Конституции муниципальный уровень власти отделен от государства, что приводит к серьезным проблемам: муниципалитеты ссылаются на отсутствие необходимых ресурсов и компетенций для решения важных для жителей проблем, ожидая решения «сверху».

Но как же местные самоуправления могут влиять на все, что происходит в их муниципальном образовании? Главным образом, на стол должен лечь документ, так или иначе признающий органы местного самоуправления органами государственной власти. Ведь местное самоуправление наиболее приближено к населению и их вопросы должны решаться быстро и эффективно. Глобальные федеральные проекты – это хорошо, но вот если в каком-то районе люди сидят без воды или дорог, все это адресуется именно местной власти. Губернатору после муниципальной реформы, к тому же, станет легче решать проблемы региона.

Особенно остро сегодня стоит вопрос и о том, как уберечь органы местного самоуправления от произвола некоторых контрольно-надзорных структур. Нужно рассматривать возможности муниципалитетов, вместо «заваливания» их неподъемными штрафными санкциями, лишь усложняя им работу и жизнь местному населению. А местные власти занимаются самыми, что называется, социальными аспектами: это и содержание жилищного и нежилого фондов, детских садов, школ и профессионально-технических училищ, больниц, поликлиник. Все проблемы под животрепещущими буквами ЖКХ, как и содержание дорог, также относятся к ведению местного самоуправления.

— Конечно, мы очень рьяно начали исполнять нормы международного права, но, очевидно, что органы местного самоуправления сегодня нуждаются в корректировке законодательства и управленческой практики, — отметил депутат ульяновской городской Думы Денис Седов. — И сегодня в рамках работы одной из дискуссионных площадок будет детально рассмотрен вопрос места органов местного самоуправления — либо это низовой уровень государственной власти, либо самостоятельные органы с дополнительным бюджетом. Сегодня это нас очень волнует. И, определив место органов местного самоуправления в системе координат, мы сможем решать и другие задачи.

— У вас Совет муниципальных образований является достаточно уникальным, редко встречающимся и реально помогающим муниципалам в защите их скудных и нелёгких активностей, — считает член Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, доктор юридических наук, профессор Екатерина Шугрина. — Поэтому нужно сказать большое спасибо совету муниципальных образований за ту работу, которую они проделывают: речь в первую очередь про оказание правовой помощи, судебную защиту.

Высказалась положительно Екатерина Шугрина и касательно инициативы губернатора региона о создании единого органа контрольно-надзорной деятельности Ульяновской области:

— Это, с одной стороны, позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность (ведомственный контроль) и сократить какие-то административные барьеры, стоящие на пути реализации регионального контроля. Но в данном случае, если я правильно понимаю, эта структура создается для осуществления регионального государственного отраслевого контроля. Поэтому было бы очень хорошо, если в эту структуру еще как-то получилось бы включить органы, осуществляющие взаимодействие с органами местного самоуправления. Формально это другой аспект, но определённая оптимизация тут напрашивается.

На мероприятии также присутствовали эксперты из федеральных министерств, Правительства РФ, Администрации президента России, а также федеральных бизнес-структур, курирующих, к примеру, такой важный вопрос как переработку ТКО.

— Мы сегодня обсуждали весьма злободневную тему, в том числе и для Ульяновской области – обращение с твердыми коммунальными отходами, — говорит заместитель генерального директора публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с ТКО «Российский экологический оператор» Алексей Макрушев. – Проблемных вопросов в этой сфере много, одним из которых является переход региона на новую систему обращения с отходами в одной из территориальных зон, по сути 1/5 часть области до сих пор не перешла на новую систему обращения с отходами, что вызывает очень большое наше беспокойство. Мы говорили о проблемах, возникающих у органов местного самоуправления с организацией контейнерных площадок, уборки территории. У региональных операторов прежде всего есть вопросы по тарифному регулированию с учетом тех расходов, которые они несут. Проговаривались сегодня и перспективы по внедрению раздельного сбора отходов, создания цикличной экономики. Мы очень надеемся, что Ульяновская область будет активно двигаться по пути реформы и показывать хорошие результаты. Хочу отметить, что регион подготовил новую территориальную схему, которая была утверждена на днях. Мы обязательно рассмотрим ее и изучим.

Но, по признанию Алексея Макрушева, есть все же момент, вызывающий беспокойство – Ульяновская область с одной из зон деятельности в переходе на новую систему по обращению с отходами отстает от графика.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, одной из главных сегодня тем является подведение первых итогов реализации 12-ти национальных проектов, национальных тем, которые были провозглашены президентом Владимиром Путиным в послании и формализованным в дальнейшем в Указе № 204:

— Сейчас завершается год и нам важно посмотреть на предварительные итоги в Ульяновской области. И сегодняшний Совет очень важен. На нём мы проанализируем, что было сделано, сформируем задачи на следующий год, а также определим, что следует сделать, чтобы вписаться в бюджетный процесс текущего года.

Сессия завершилась пленарным заседанием. Участники форума подвели итоги работы дискуссионных площадок, проанализировали состояние местного самоуправления в регионе и обсудили новые рекомендации относительно их деятельности, которые войдут в официальные уставы.

— Именно такой расширенный формат взаимодействия позволяет нам ежеквартально, системно вести предметный практический разговор, отталкиваясь от проблем, которые волнуют жителей, причем не только Ульяновска, но и самых отдалённых уголков от регионального центра, — говорит губернатор Сергей Морозов. — Нам есть над чем подумать и надеюсь, что уже в ближайшие несколько недель мы вернемся к этим вопросам и диалогу. Необходимо также обратить особе внимание на недостаточное финансирование органов местного самоуправления. С самого утра я обсуждал, что нужно делать, чтобы контрольно-надзорная деятельность была правильной. Не с желанием кого-то напугать и оштрафовать, а чтобы она помогала выявлять и устранять нарушения. Уже сейчас по итогам площадок нашего совета можно сделать первые выводы. Конечно, органы государственного контроля выполняют очень важную функцию и об этом нельзя забывать, но они не должны быть жестоким средством наказания, ведь никому не нужны проверки ради самых проверок, как и штрафы ради самих штрафов.

А проблемы, возникающие в процессе контрольного надзора, серьезные. Состояние объектов коммунальной инфраструктуры порой оставляет желать лучшего: построенные десятилетия назад система водоснабжения зачастую не соответствуют современным нормам. Аналогичная ситуация в дорожном хозяйстве. Но, к примеру, сотрудниками ГИБДД постоянно проводятся мероприятия по контролю за состоянием дорог, а ввиду того, что проверяется нормативность состояния объекта, а не действие или бездействие должностного или юридического лица, эти мероприятия зачастую заканчиваются простыми штрафами. Однако нужно понимать, что эти проблемы давние и в один миг решить их не сможет ни одна муниципальная власть, привести в соответствие нормативам каждый объект в оперативном порядке просто не представляется возможным. И это должно учитываться при проверках. Необходимо уходить от формального подхода, основанного на количественных показателях и штрафных санкциях.