Инициативная группа ульяновцев добивается отмены нормативного показателя 0,27 машиноместа на одну квартиру. Заседание состоится 2 июня в областном суде. Истцы считают, что городские чиновники на ровном месте создали для горожан серьезную проблему и, похоже, не собираются ее решать. Речь идет об острой нехватке парковочных мест, возникшей, в том числе из-за агрессивной точечной застройки в последние несколько лет.

Проблема возникла из-за РНГП Ульяновской области, где указано, что если объект строится по договору комплексного развития территории (КРТ), то для 100 квартир достаточно всего 27 машино-мест. Причем до 40% из них могут быть не возле дома, а в шаговой доступности от него, то есть в пределах района. Это в определенном смысле идет на руку застройщикам: они могут отчитаться о выполненном нормативе по парковочным местам, включив в их перечень даже платные паркинги. Предполагается, что новоселы самостоятельно выкупят машино-места или будут их арендовать у собственников.

В феврале нынешнего года судебная коллегия Ленинского районного суда по иску жителей Ульяновска уже признала норматив 0,27 недействующим. В апреле Арбитражный суд Поволжского округа, рассматривавший кейс с домом на проспекте Нариманова, обратил внимание, что отмена ПЗЗ в части норматива по парковкам имеет ретроспективный характер. Это означает, что все одобренные ранее проекты с 27 машино-местами в расчете на 100 квартир подлежат пересмотру, а выданные разрешения на строительство должны быть отозваны.

История с домом на Нариманова длится с 2022 года. Как уточнил юрист Алмаз Кучембаев, сначала некая Валентина Чевырова, а затем связанное с ней (и никому прежде неизвестное) ООО «Элитстрой» пытаются в буквальном смысле воткнуть на участке площадью 12 соток 16-этажный дом.

– Этот кейс не первый год разбирают суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Жители домов, расположенных на Нариманова, требуют запретить стройку, так как она нарушит их права на комфортную городскую среду и безопасность, – отмечает Кучембаев.

Аналогичный сценарий разыгран на Красноармейской, 16, где в 2023 году на участке в 15 соток, почти вплотную к объекту культурного наследия Дому мещанина П.Ф. Струнникова возвели 12-этажку (об этом Улпресса писала ранее). Защитники ОКН не смогли остановить строительство. И лишь в прошлом году рассмотревший иск прокуратуры Ленинский районный суд Ульяновска констатировал: дом введен в эксплуатацию незаконно, с заниженным количеством парковочных мест и без площадки для пожарных машин и автолестницы. В случае пожара спасти жителей многоэтажки будет очень непросто. Но удовлетворить исковые требования надзорного ведомства – обязать застройщика устранить нарушения — суд отказался пояснив, что следить за порядком в градостроительной сфере должны власти области и города.

Проблему с парковками действительно намного быстрее могли бы решить городские и областные власти, установив разумный норматив обеспеченности машино-местами. Но они, судя по всему, просто ждут, чем закончатся судебные разбирательства.

– И их можно понять. Когда есть служебный транспорт и служебная парковка, проблемы обычных людей тебя не касаются. Между тем, восстановление нарушенных прав на комфортную городскую среду требует довольно больших материальных затрат и усилий огромного числа людей — начиная от городских активистов и заканчивая сотрудниками судебной системы, и без того перегруженной исками, – говорят участники инициативной группы.

Алмаз Кучембаев констатирует: ирония заключается в том, что именно чиновники Ульяновска — и есть «авторы» этой проблемы. Федеральные законы не нормируют количество парковочных мест для многоквартирных домов. В строительных нормах и правилах определен общий стандарт обеспеченности машино-местами: 1,2 на квартиру. Право устанавливать норматив в регионах предоставлено министерствам строительства (в региональных нормативах градостроительного проектирования, РНГП) и муниципальным администрациям (в правилах землепользования и застройки).

– Из РНГП Ульяновской области следует, что на одну квартиру в доме бизнес-класса необходимо предусматривать два машино-места, для стандартного жилья – 0,4 машино-места на квартиру. Этот показатель — один из самых низких среди субъектов Приволжского федерального округа. Если выразить его в абсолютных значениях, то, например, для дома на 100 квартир с жилой площадью 5500 кв.м. в Ульяновске достаточно всего 40 парковочных мест. Для такого же дома в Пензенской области требуется 79, в Чувашии — 80, в Саратовской области — 100, а в Татарстане — от 104 до 120. Региональные нормы проектирования всегда имеют большую юридическую силу, поэтому указанный в ПЗЗ Ульяновска норматив не мог быть ниже 0,4. Однако городская администрация противоречие не устранила, – поясняет юрист.

Проблема обеспеченности микрорайонов машино-местами в Ульяновске, как, впрочем, и в любом другом крупном городе, обострилась из-за роста числа автовладельцев. Свой вклад вносят девелоперы, пытающиеся выжать максимум выгоду из каждого квадратного метра земли. Поэтому участки застраиваются плотно, а новое жилье возводится с предельной возможной высотностью. В случае, когда речь идет о точечной застройке в центре, подобная градостроительная «политика» может привести к катастрофе районного масштаба.

– Отсутствие разумного количества парковочных мест — это нарушение прав жителей на комфортную городскую среду. Если чьи-то права игнорируются, неизбежны конфликты, – резюмирует Кучембаев.