Галина Григоренко
Кирпичик белого хлеба из муки высшего сорта жители Ульяновской области покупают в магазинах за 15 рублей. А на сельских ярмарках перед Пасхой продавали и по 14! Если сравнивать с соседями из Приволжского федерального округа, цена невиданная. В чем секреты дешевого ульяновского каравая? В значительной степени в том, что хлебопечением в регионе занимаются не только крупные комбинаты со смешанной формой собственности, которым помогает власть, но и множество частных предпринимателей. В своих 150 мини-пекарнях они ежедневно производят 115 тонн хлеба. И даже добиваются прибыли.
С чего начинается хлеб?
«Конечно, с муки, – отвечает ведущий консультант управления пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства Ульяновской области Наталья Ефремова. – Главное сырье для выпечки хлеба именно она. Мука составляет до 75 процентов веса булки. Естественно, и себестоимость диктует. В нашей области мука своя, прошлый урожай зерновых был очень хороший. Собрали миллион 129 тысяч тонн – это 147 процентов к 2007 году. Чтобы обеспечить стабильность поставок муки на предприятия хлебопекарной промышленности, создали региональный зерновой фонд в размере 30 тысяч тонн. Из него хлебозаводы получают сырье по фиксированным ценам. Государственная поддержка крупных производителей хлеба заключается еще и в субсидировании процента по кредиту. Условие хлебопекам одно: принять меры для максимального снижения себестоимости производимой продукции, обеспечить стабильный уровень потребительских цен. Особенно в пору кризиса».
К частному производителю каравая отношение прохладнее. «Муку покупаю сам, – признается владелец одной из мини-пекарен региона Александр Шмитаев, – у местных акционерных обществ. В этом году цены даже снизились. Очевидно потому, что урожай был хороший. И это позволило удержать цены на хлеб, несмотря на повышение тарифов на электроэнергию. Честно говоря, муку предлагают и соседи: пензенцы и самарцы. Но я – сторонник партнерства в своем регионе. Здесь легче узнать о деловых качествах поставщика, установить с ним и экономические, и человеческие отношения. В бизнесе это много значит. И меня мукомолы не подводят. Получаю сырье высокого качества. Могу испечь хороший хлеб. Замечаю, что покупатели любят ржаные булки, «Бородинский». К сожалению, в регионе маловато поставщиков ржаной муки».
От печки
В этом году цену хлеба могли поднять резко выросшие тарифы на электроэнергию. Александр Шмитаев, как и любой предприимчивый хозяин, проблему предвидел. «Вместе с коллегами, – объясняет он, – мы просчитали энергозатраты. И получили результат: одна электропечь съедает за час работы 50 киловатт-часов. Итого 250 рублей. А у нас шесть таких печей. Современные газовые печи тратят в час всего один кубометр газа стоимостью 3 рубля. Выходит, есть смысл менять оборудование! Решились на значительные траты. Приобрели современные газовые хлебопекарные печи отечественного производства по 600 тысяч за каждую. Зато теперь меньше зависим от тарифов».
Однако не всем частникам удалось вовремя сменить оборудование. Некоторые предпочитают традиционные русские печурки, как в сказке, орудуют ухватами и противнями. Но большинство, особенно в селах, пользуются затратными электропечами. «К сожалению, – поясняет Наталья Ефремова, – частнику дают неоправданно жесткий лимит на потребление электроэнергии. Перебрал – плати штраф, истратил меньше – то же самое. А ведь хлебопечение – такая отрасль, которую в прокрустово ложе не загонишь».
Как вразумить энергетиков? Есть предложение: установить для пищевиков плавающий лимит потребления электричества. Конечно, можно вынудить их к смене оборудования. Да ведь всю Россию, пекущую хлеб, не заставишь разом заменить около 60% устаревших основных фондов.
Сбыть или не сбыть?
На хлебный рынок региона выходят с товаром крупные комбинаты и мини-пекарни, соотношение производителей 60 к 40. Примерно таким оно остается на протяжении последних лет. Однако если на предприятиях малого бизнеса загрузка производственных мощностей максимальная, то крупные пекари работают «в полсилы». Такой расклад диктуется рынком. Представители малого бизнеса активнее продвигают свою продукцию, притом что региональный прилавок небезразмерен. А выходить на соседние надо умеючи. Конкуренция вынуждает держать высокое качество при низких ценах. По словам специалистов, такое условие соблюдают предприятия… службы исполнения наказаний. Мини-пекарни учреждений УФСИН стали активными участниками борьбы за покупателя.
А вот торговая сеть вместо делового партнера порой становится помехой. Хлеб от частного производителя берут с охотой, но за каждый шаг руководство магазинов требует лишнюю копейку. Разложили булки на передних полках – плати, увеличили ассортимент – еще, за нереализованный товар – дополнительно. От этих поборов, называемых в торговле бонусами, страдают и производитель, и покупатель. При этом магазины систематически нарушают сроки возврата денег за товар. По договору положено расплатиться в течение десяти дней, по жизни дело затягивается на несколько месяцев. Что, естественно, нарушает денежный оборот малого бизнеса.
Стабильность цен на хлеб – важнейшая задача сохранения благоприятной социально-экономической обстановки в регионе, считают в правительстве Ульяновской области. «У нас продумана система первоочередных мер помощи хлебопекам. Главная из них, – отмечает региональный министр сельского хозяйства Александр Якунин, – создание областного фонда зерна. Производители хлеба получают регулярную финансовую помощь в виде льготных кредитов на закупку сырья и оборудования».
Но есть меры, которые может принять только федеральное правительство, напоминают специалисты. К примеру, включить хлебобулочные изделия в перечень сельскохозяйственной продукции, отрегулировать взаимоотношения между поставщиками энергоресурсов и хлебопеками, повысить ответственность торговых организаций.