2014 год – юбилейный для городского электротранспорта. В начале 1954 года в Ульяновске впервые прозвучал звонок первого трамвая. Сначала он ездил по маршруту: « Трамвайный парк (на севере города) – Железнодорожный вокзал (старый)». Протяженность его пути тогда была 14 километров.
А через 20 лет в Заволжье от стадиона «Заря» на Верхней Террасе до железнодорожной стайфи проехал первый троллейбус. Тогда длина пути «единички» была 11 километров.
Ныне трамвайные линии составляют почти 130 километров, в троллейбусные – 68,3 км. Сейчас4в городе работают 206 трамваев и 69 троллейбусов.
О том, как развивался и развивается ульяновский электротранспорт, корреспонденту «Ульяновск сегодня» рассказал директор муниципального предприятия «Ульяновскэлектротранс» Алимжан Абубекяров.
– На первом маршруте в 1954 году работали всего о поездов, – сказал Алимжан Касымович.
– Первая группа вагоновожатых прошла обучение в Горьком (сейчас – Нижний Новгород). Вагоны были доверены только тем, кто с отличием закончил курсы. За четыре последующих года построено было еще две линии, и протяженность трамвайных маршрутов увеличилась до 32,3 километра. Тогда уже и засвияжцы получили возможность доехать на трамвае до центра. Самое бурное развитие ввода в эксплуатацию трамвайных линий было в 60-70-х годах. Тогда общая протяженность увеличилась до 113 километров! Не секрет, что и город в те годы развивался быстрыми темпами, ведь шло строительство и обновление города к 100-летию со дня рождения Ленина. В то же время произошло и массовое обновление подвижного состава. В Ульяновске появились новые на тот момент чехословацкие вагоны «ТатраТ-3». Потом почти 10-летний застой… А в 90-е годы, несмотря на экономические трудности, все же предприятие продолжало развиваться: в 1994 построили линию до вещевого рынка в дальнем Засвияжье, в 1995 – до северного выезда из города. «Ульяновскэлектротранс» на этом не остановился, и в 2001 был построен второй путь до этого же вещевого рынка. В 2005 открыли линию по улице Репина в новый микрорайон. Затем темпы развития стали нарастать: в 2008 году парк пополнился четырьмя совершенно новыми вагонами, в ноябре 2010 года появился новый маршрут 4-Р до «Репино», в апреле 2012-го – 2-Ю к парку Юности. В том же году было закуплено 15 новых трамваев. Они комфортабельнее старых, теплее зимой и не такие душные летом, но главное их отличие в том, что они более надежны в эксплуатации, менее шумны, оборудованы световым табло с бегущей строкой и экономят 40% электроэнергии!
Старые машины снабжаются энергосберегающими системами, кроме того, электротранспорт – самый экологичный! Ведь трамваи и троллейбусы не дают «выхлопа» в атмосферу, т.к. работают «от проводов».
Кстати, вы заметили, что в последнее время в трамваях и в троллейбусах стало теплее? Главная задача сотрудников «Ульяновскэлектротранса» – угодить пассажирам, ведь ежедневно они перевозят тысячи горожан на работу и домой. Установлены дополнительные обогреватели в вагоны. Уже сейчас таким образом оборудовано 55 трамваев и 33 троллейбуса.
В «Ульяновскэлектротрансе» трудятся 1783 человека.
В рамках программы «Развитие транспортного обслуживания в Ульяновске на 2014-2017 годы» ожидается приобретение шести трамваев и двух троллейбусов – в 2014 году, в 2015-м – еще 13 трамваев и 8 троллейбусов, в 2016-2017 гг. – по столько же. Кроме того, запланировано строительство новой троллейбусной контактной сети по проспекту Академика Филатова и в новом жилом микрорайоне Запад-2.
Кстати, о троллейбусах. Они хоть и «моложе» трамваев, но тоже имеют интересную историю: первая линия, пущенная в эксплуатацию в 1974 году, была протяженностью 11 километров. В отличие от трамвайной, которая в это время тихо «звенела» по прежним маршрутам, троллейбусная линия бурно развивалась в 80-е годы, что было связано со строительством Нового города, однако практически «заморозилась» до 2012 года. В том году была построена новая линия в Новом городе. Это позволило ввести 3 новых маршрута, которые увеличили доход на своих участках на 30 %. Тогда же было закуплено пять новых машин современного типа с энергосберегающей системой управления, дополнительными отопителями, автоинформаторами и т.д. Самым удачным для троллейбусного хозяйства мы считаем прошлый год. Было приобретено 15 новых троллейбусов, причем 14 из них – с низким уровнем пола, что сильно облегчило возможность пользования этим видом транспорта маломобильным горожанам. Кроме того, было введено в эксплуатацию 12 километров контактной сети по проспектам Ленинского Комсомола, Дружбы Народов и Сурова. Так появилось два новых троллейбусных маршрута в Заволжье.
Во второй половине этого года на электротранспорт будет установлен « ГЛОНАСС», на что потребуется 2,5 миллиона рублей, однако эта сумма, по нашим расчетам, окупится.
Подготовил Павел Половов
Алимжан Абубекяров, директор муниципального предприятия «Ульяновскэлектротранс»:
– Я хотел бы выразить признательность ульяновцам, что пользуются нашими услугами, мы в свою очередь делаем все, чтобы гарантировать им безопасное, комфортабельное и экологически чистое передвижение по городу. А водителям, кондукторам и специалистам предприятия я желаю всего самого наилучшего. Мне хотелось бы поздравить их и сказать всем большое спасибо за искреннее и хорошее отношение к работе. Считаю, что у нас сложился работоспособный коллектив, готовый решать возложенные на него задачи.
Почему вы выбрали трамвай?
Татьяна Александровна Ведерникова, кондуктор:
– Я работаю кондуктором уже 15 лет. Начинала на номере 6-м, теперь – на «двойке». Работа нравится. Ульяновцы – хорошие, вежливые пассажиры. Хамов стало во много раз меньше, чем было раньше, очень редко встречаются. Нравится и то, что постепенно меняется сервис, вагоны утепляются, ставят тепловые пушки, обновляется парк. Есть у нас новый трамвай, который очень нравится пассажирам. В нем даже есть телевизор. Думаю, что за электротранспортом будущее, потому что мы не загрязняем атмосферу, здесь легче общаться, чем в маршрутке или автобусе. И пассажиры – добрее как-то.
Татьяна Витальевна, преподаватель УлГПУ:
– Я выбираю этот вид транспорта, потому что тут просторно и светло. Нет опасения, что проедешь остановку. На микроавтобусах зачастую приходится угадывать свое местонахождение или спрашивать водителя, потому что только ему видна улица. Кроме того, в трамвае удобно читать!
Валерий, плотник:
– Нормальный транспорт. Я приноровился, никогда на остановке дольше пяти минут не стою: знаю, когда пойдет трамвай. Да и дешевле всех прочих. Машины в заторах стоят, а мы едем!
Наташа, студентка УлГУ:
– Я иногородняя, поэтому трамвай мне интересен как площадка наблюдения за людьми, можно и город посмотреть. Здесь хорошие люди и хорошие трамваи. Хотелось бы побольше новых.
Иван Александрович, пенсионер:
– Я всю жизнь на трамвае езжу. Хороший, современный вид транспорта. Безопасный. Едет ведь по рельсам, в столб не врежется. Правда, вот замечаю, что многие водители автомобилей мешают проезду. Надо ГИБДД заняться этим. Пусть разметку сплошную сделают и штрафуют за выезд на пути.