В Ульяновске 4 октября состоялся третий полет изделия «Авиастара» под заводским номером «476». В воздухе самолет находился 11 минут.
Президент России Владимир Путин охарактеризовал этот полет как событие, знаковое для всего российского авиапрома. Еще более восторженно о полете Ил-476 и его прямых последствиях высказался в Интернете губернатор Ульяновской области Сергей Морозов: «Ульяновская область — на ВЗЛЁТ! 4 октября 2012 года! Этот день войдет в историю российского авиастроения! Сегодня на «Авиастаре» в присутствии Президента страны состоялось подписание контракта на закупку 39 самолётов «Ил-76МД-90А» Министерством обороны на общую сумму почти 140 миллиардов рублей! Это самый крупный заказ в российском авиапроме за всю его историю! Владимир Путин отметил: «Это первый практически новый самолёт, который российский авиапром произвёл за последние 20 лет! Я поздравляю всех жителей региона с этим грандиозным событием! Даже не знаю — с чем его можно сравнить! У меня просто нет слов! Это прорыв! Наша общая победа!».
Сейчас уже никого не смущает, что этот, по определению Сергея Морозова, прорыв, растянулся для российского авиапрома и непосредственно для «Авиастара» более чем на 20 лет. Как не смущает и то обстоятельство, что едва увидев поднявшийся в воздух всего в третий раз Ил-476, высшие чины государства и авиапрома по воле президента сразу же «подмахнули» контракт на заказ 39 машин на сумму в 140 млрд. рублей. Вот это действительно был «прорыв», поскольку вряд ли в мировой истории авиастроения найдется второй такой случай, когда под еще «сырую» машину заключался контракт на такую гигантскую сумму.

АВИАКОТ В МЕШКЕ
Насколько действительно Ил-76-МД-90А является новым самолетом? Речь, скорее всего, может идти лишь о модернизации Ил-76, который свой первый полет совершил еще 25 марта 1971 года. Тогда только после трех лет полноценных испытаний самолет был принят на вооружение. Всего за 30 лет было выпущено 950 Ил-76. А нынешний Ил-476, делающий первые нащупывающие полеты, еще до проведения испытаний, российские власти уже готовы поставить в строй.
В самолете поменяли конструкцию крыла, но при этом аэродинамика в целом осталась прежней. Конструкторы оснастили воздушное судно более мощным турбореактивным двигателем. Однако этот двигатель отнюдь не является принципиально новым. Еще в 1995 году двигатели ПС-90-А76 устанавливали на Ил-76. Такие машины сегодня эксплуатируют азербайджанская авиакомпания и ульяновская «Волга-Днепр».
В том, что эта машина вообще поднялась в воздух нет ничего удивительного — конструкция ее старая, проверенная временем. Да и полеты проходили в щадящем режиме без перегрузок в максимально возможно короткое время. А как поведет себя машина когда начнутся испытания «на всю катушку»?

ЦЕНА ЧИНОВНИЧЬЕЙ ЛИХОСТИ?
Согласно действующим законам, «Авиастар» мог получить сертификат на свое изделие не ранее 2014 года. Минобороны отказывалось заключать контракт на изготовление большой партии самолетов на том основании,что закон обязывает приобретать только сертифицированные машины. Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (OAK) начало давить на правительство с тем, чтобы до проведения испытаний все-таки был заключен контракт на изготовление нескольких десятков самолетов. Для того чтобы OAK мог получить в банках под эти контракты кредиты и заложить те самые десятки самолетов, высшие российские власти пошли на покупку «кота в мешке». Однако деньги могут быть вложены в строительство «сырой» машины. А если она не пройдет испытания?
Сегодня устроители авиапрорыва избегают давать пояснения о том, урегулированы ли все спорные вопросы с Украиной, которой принадлежат права на Ил-76, ставший после модернизации в России Ил-476. А если братская Украина, когда начнется эксплуатация Ил-476, предъявит свои претензии в международных судах? В какие суммы они могут вылиться для России?

ОЧЕРЕДЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ?
На сегодняшний день главным заказчиком на прорвавшиеся Илы является Минобороны. Безусловно, этот заказ может дать развитие не только авиастроению, но и смежным отраслям промышленности. В частности, в рамках реализации этой программы планируется закупка не менее 500 двигателей.
Руководители страны и авиапрома заявляют, что у самолета большие перспективы попасть в китайскую армию, в Индию и Малайзию, в другие страны третьего мира. Руководитель аппарата президента Александр Иванов особо подчеркнул: «Китай, Индия смотрят очень пристально на этот самолет». О провале контракта от 2003 года, по которому Россия обещала поставить в Китай партию из нескольких десятков Ил-76, господин Иванов сейчас не вспоминает.

КУДА УЛЕТЯТ МИЛЛИАРДЫ?
Безусловно, часть этих денег перепадет населению Ульяновска. Прежде всего самим авиастроителям в виде зарплаты. Что-то может перепасть и работникам других сфер, даже бюджетникам. Можно ожидать модернизацию «Авиастара», строительство новых школ, детсадов, квартир и т.д. Только по налогу на добавленную стоимость местная казна может получить за годы реализации контракта миллиарды рублей. Другой вопрос на что и как эти деньги будут потрачены местными властями. Однако это будет лишь малая часть от общей суммы контракта.
Остальное получит «Авиастар»? Хорошо, если так и будет. Однако на вопрос президента Путина, заданный им во время подписания «прорывного» контракта министру промышленности и торговли Денису Мантурову о том, отработан ли с Минфином механизм финансирования реализации контракта, последовал ответ министра: «Мы только предварительно говорили с нашим коллегой».
То есть 140-миллиардный контракт уже есть. А вот механизма реализации его нет. Впрочем, никаких сомнений в том, что он появится уже в ближайшее время тоже нет. Российская практика упрямо показывает, что между заводом и федеральной казной сразу выстроится длиннющая цепочка из всевозможных посредников, контролеров, организаторов и других всевозможных менеджеров, специализирующихся на распиле бюджетных средств. Каждое звено этой цепочки что-нибудь да откусит от этого суперконтракта.
Неизбежно откусят свое банки, через которые будет осуществляться кредитование авиазавода. Не упустит своего и OAK. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров пообещал президенту: «мы точно и с Министерством финансов, и с Минэкономразвития найдём оптимальное решение, которое будет всем комфортно». Неужели сегодня кто-то может в этом сомневаться?
Ну, а часть денег как обычно кому-то перепадет. Кого-то обязательно посадят. Основные деньги, скорее всего, растекутся на вполне законных основаниях. Что дойдет до завода, одному Богу известно. И это, дошедшее, сам завод, скорее всего, будет получать на давальческой основе, да и то в час по чайной ложке.

ИЗ ЧЕГО БУДУТ СТРОИТЬ ИЛЫ?
Начало реализации проекта по массовому изготовлению Ил-476 создает для «Авиастара» и кадровую проблему. В общей эйфории от подписания контракта, в те дни, пожалуй, только Президент Владимир Путин вспомнил: «Должны быть готовы и кадры, и производственные мощности для серии». Сегодня на «Авиастаре» осталось ничтожно малое количество работников, которые способны построить самолет «с нуля». Так кто же будет собирать Илы, первый из которых должен быть сдан уже в 2014 году?
На сегодняшний день на предприятии самая острая потребность в слесарях механосборочных работ, токарях, фрезеровщиках — 1296 человек. И это только для начала. Ни руководство авиазавода, ни руководство региона за прошедшие годы, кроме разговоров о намерении построить льготное жилье для 5 тыс. потенциальных новых работников «Авиастара» и о готовности выделять по 80 тыс. рублей «подъемных» денег для молодых специалистов, которые придут работать на завод, до сих пор почти не сделало никаких реальных шагов в этом направлении.
Обещанные дома для специалистов «Авиастара» еще только начинают строить. «До 2015 года для работников авиационного завода и членов их семей будет построено до пяти тысяч квартир», – в очередной раз еще только обещает губернатор Сергей Морозов. Получат эти квартиры молодые специалисты отнюдь не бесплатно. В Ульяновской области заявлено о том, что разработана специальная ипотечная программа. Срок ипотеки – от года до 30 лет. За каждого участника программы «Авиастар» перечислит по 100 тыс. рублей в качестве первоначального взноса при условии, что участник программы отработает на предприятии следующие десять лет. На остальную сумму молодой специалист должен будет взвалить на себя ипотечную кабалу, протяженностью в 30 лет.
Глава Ульяновска Марина Беспалова на прошлой неделе озвучила и другие идеи насчет того, как местные власти намерены оказывать помощь в решении кадровой проблемы «Авиастара». Она говорит о необходимости усиления работы с другими регионами по привлечению оттуда квалифицированных кадров. Глава города вспоминает об опыте строительства «Авиастара» во времена СССР, когда из-за желания получить практически гарантированное жилье, специалисты съезжались в Ульяновск со всей страны. Но времена существенно изменились.
Насколько можно судить по высказываниям Марины Беспаловой, региональные власти рассчитывают даже на приток новых работников из сел области, которые готовы переехать в Ульяновск ради обещанных мест в общежитии. Но откуда в селах Ульяновской области вдруг взялось такое количество узких специалистов в авиастроении?
Незадолго до подписания контракта, в августе, при «Авиастаре» был открыт «Центр развития персонала», где начали готовить рабочих узких специальностей. И откуда для Центра набрали такое количество не просто дипломированных преподавателей, но еще и преподавателей досконально разбирающихся в том, что они будут преподавать? Если в советских ПТУ учащихся готовили от года до двух, то заявленная пропускная способность Центра даже несколько пугает — 100-150 человек в месяц. И эти скороспелые «мастера» будут собирать самолеты?
Даже если чудесным образом испытания пройдут успешно, а реализаторам проекта удастся решить финансовые и кадровые проблемы, им предстоит еще решать и проблему из чего будут собираться 39 самолетов? По разным данным, в комплектовании ТУ-204 принимали участие от 350 до 500 заводовсмежников. Часть из них давно за границей, еще большая часть просто прекратила свое существование. Для комплектования пары-тройки испытательных образцов самолетов можно наскрести что-то по лабораториям всевозможных НИИ, связанных с авиастроением. Что-то можно купить за границей. Но когда речь пойдет о комплектовании десятков самолетов, откуда возьмутся комплектующие в таком количестве? Интересно, а в 2014 году, если первый самолет по программе все-таки выкатят из цеха основной сборки «Авиастара», на нем будет красоваться эмблема «Единой России», как в свое время красовалась на дорожной технике и раздадут ли работникам завода кепки и куртки с такой эмблемой?
Юрий КОРАБЛЁВ