Страны договорились о возобновлении производства «Русланов»
Алексей Исайкин готов потратить на «Русланы» только $100 млн
На ульяновском «Авиастаре-СП» может быть возобновлено производство тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан». Такое решение было принято на заседании комитета по экономическому сотрудничеству межгосударственной комиссии России и Украины. Пока неизвестно, какие компании займутся реализацией проекта и не определены источники финансирования. Между тем ГК «Волга-Днепр» и АНТК им. Антонова уже подготовили бизнес-план проекта, согласно которому инвестиции должны составить порядка $500 млн. Эксперты отмечают, что пока эти средства не заложены ни в бюджет Объединенной авиастроительной корпорации, куда входит «Авиастар-СП», ни в федеральную целевую программу развития гражданской авиатехники.
В минувший понедельник в ходе третьего заседания комитета по экономическому сотрудничеству межгосударственной комиссии России и Украины стороны договорились о возобновлении производства уникального тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан». Как заявил премьер-министр РФ Виктор Зубков, возобновить производство планируется уже в третьем квартале 2008 года. По его словам, на положительное решение о выпуске «Руслана» повлияло наличие значительного спроса на самолет на мировом рынке. Однако пока неизвестно, кто будет заниматься реализацией проекта, и не определены источники финансирования.
Ъ Большегрузные самолеты Ан-124-100 «Руслан» разработаны киевским КБ им. Антонова. Их серийное производство до 1995 года велось на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Является самым большим грузовым самолетом в мире. Предназначен для перевозок негабаритных грузов. «Руслан» эксплуатируют три авиакомпании: «Волга-Днепр» (десять самолетов), «Полет» (пять самолетов») и украинская «Авиалинии Антонова» (семь самолетов). Западными авиакомпаниями российские «Русланы» не эксплуатируются. По оценкам специалистов, мировой рынок перевозок на Ан-124-100 растет в среднем на 15-20% в год. В 2007 году объем рынка крупногабаритных авиационных перевозок составил около $600 млн.
При этом российская ГК «Волга-Днепр», являющаяся крупнейшим эксплуатантом «Русланов», совместно с украинским АНТК им. Антонова подготовила бизнес-план проекта. Об этом рассказал технический директор ГК «Волга-Днепр» Виктора Толмачев. Согласно бизнес-плану, инвестиции в возобновление производства «Русланов» составят около $500 млн, из которых $100 млн готовы внести «Волга-Днепр» и украинская компания по производству авиадвигателей «Мотор Сич». Президент ГК «Волга-Днепр» Алексей Исайкин рассчитывает, что остальные $400 млн будут сформированы из средств других участников проекта и из бюджетных средств России и Украины. «Как только начнется финансирование, можно будет начинать подготовку конструкторской документации модифицированного самолета», — отметил господин Толмачев.
Согласно бизнес-плану, новая модификация «Руслана» будет называться Ан-124-100М-150. Грузоподъемность самолета увеличится со 120 до 150 т, а дальность полета возрастет на 1000 км. «Равного самолету нет, и пока не предвидится, но без восстановления его серийного производства потребности рынка не обеспечит, — отметил Виктор Толмачев.
По мнению экспертов, высока вероятность того, что производство «Русланов» будет возобновлено на площадке ульяновского «Авиастара-СП», где самолет производился до 1995 года. Главный инженер авиапредприятия Сергей Милюков считает, что «Авиастар-СП» готов к производству «Русланов». «Площади, оснастка, оборудование — все есть, даже многие прежние российские поставщики сохранились. Но главная проблема — в финансировании проекта. Пока мы не видели реальных движений — конкретных решений с обозначением источников финансирования», — говорит он. По словам господина Милюкова, работы можно начать на прежнем оборудовании, но завод необходимо модернизировать. Еще одним серьезным препятствием для производства «Русланов» в Ульяновске на «Авиастаре» называют нехватку кадров.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что полномасштабное восстановление производства Ан-124 не было предусмотрено бюджетом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую входит «Авиастар-СП». «Надо будет готовить специальную правительственную программу, что затруднительно, либо вносить дополнительные статьи в федеральную целевую программу развития авиатехники, — говорит он. — Все это непросто, и сроки начала реализации программы могут отодвинуться. В то же время надо признать, что организационных ресурсов для запуска производства достаточно, поскольку бизнес-план уже существет».