В 1697 году было положено начало основанию Симбирского Покровского (Благовещенского) монастыря. Несколько уступая по древности двум другим, бывшим в городе, – Спасскому девичьему и Успенскому, закрытому в 1724 г., он, тем не менее, мог бы уже встретить свое 320-летие. Если бы, конечно, сохранился до наших дней.
Пожалуй, наиболее полное описание Покровского монастыря и его истории дано К.И.Невоструевым («Описание Симбирского Покровского монастыря, что ныне Архиерейский дом, составленное в 1850 году профессором Капитоном Ивановичем Невоструевым», Симбирск, 1870). Более поздние авторы (П.Л.Мартынов, А.К.Яхонтов, В.Н.Ильин и др.), главным образом, приводят сведения, изложенные в этом труде. Обратимся также к первоисточнику (в кратком вольном пересказе, по возможности сохраняя авторский стиль), дополнив его более поздними событиями.
Покровский мужской монастырь находился в Симбирске с западной стороны, близ р.Свияги, несколько влево от конца Покровской (Л.Толстого) и прямо напротив Лисиной (К.Либкнехта) улиц. Давнее предание говорит, что он построен канцеляристом Петром Муромцевым в конце 17 столетия. Есть и акты, которыми подтверждается это предание. По ним в сентябре 1697 года подъячий Петр Иванов[ич] Муромцев у посадского человека Якова Крашенинникова выменял на свою отводную землю такую же землю за валом, близ р.Свияги, в соседстве с симбирскими пушкарями, «для строения под церковь Божию и под монастырь». В том же году построена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которая освящена 5 января 1698 г., а в 1701 г. упоминается уже «новопостроенный Благовещенский мужской монастырь». П.И.Муромцев до конца жизни принимал в нем участие: покупал книги, давал вспоможение на содержание монашествующих… В 1720-1722 гг., вместо прежней деревянной, П.И.Муромцев построил каменную церковь (существовавшую до последних дней монастыря) с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Московских Святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, а с западной стороны – каменную колокольню (П.Л.Мартынов, со слов старожилов, пишет, что в верхнем ярусе колокольни были «боевые часы», наподобие установленных позже на колокольне Вознесенского собора). Кроме того, им построены были кельи и деревянная ограда монастыря. В завещании П.Муромцев приказал «старцев поить и кормить» из доходов своей мельницы. Его супруга Наталья Семеновна, урожденная Шильникова, завещала монастырю весь доход с мельниц, свой дом и луга близ Симбирска. П.И. и Н.С.Муромцевы, по завещанию их, погребены были в Покровском монастыре.
С начала существования Благовещенской монастырской церкви при ней существовал приход из жителей Семеновской, Солдатской и других слобод. В 1724 г., с закрытием подгорного Успенского монастыря, в Покровский была переведена его братия и переданы земельные владения, что способствовало возвышению дотоле бедной обители. По указам 1731 и 1757 гг. монастырь на свои средства содержал отставных офицеров и солдат с семьями (на 1764 год 14 чел.). В 1832 году, с открытием в Симбирске архиерейской кафедры (т.е., с созданием самостоятельной Епархии) Покровский монастырь был преобразован в Архиерейский дом, а его штат (монахи) переведен в Сызранский Вознесенский монастырь. В Покровском монастыре размещались Симбирские епископы, Духовная консистория, отделения Духовной семинарии. В 1844 году приобретен новый Архиерейский дом на Венце, но монастырь продолжал оставаться архиерейским подворьем.
Из зданий Покровского монастыря К.И.Невоструев упоминает следующие.
1) Каменная 2-этажная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с 3 приделами и колокольней (п.1 на плане, фото 4-7). Построенная П.И.Муромцевым, она «исправлялась» в 1751, 1787, 1799, 1809 гг. и позже. В резном иконостасе главной церкви, обновленном в 1847 г., – местные иконы Спасителя, Божьей Матери и Благовещения. В пристройке с южной стороны – икона Богоматери всех Скорбящих Радости, «списанная с чудотворной, что в Москве на Ордынке». В северной пристройке – образ Смоленской Божьей Матери – икона, «от молебствия которой монахи получали пропитание еще в первые времена обители». Эта икона – список 1656 г. с чудотворной Смоленской иконы – была принесена П.И.Муромцевым из Тагая. Приделы церкви те же, что первоначально построены: Покрова Пресвятой Богородицы и 4-х Святителей Московских. Третий придел, в верхнем этаже под колокольней, освящен в 1737 г. во имя Всех Святых. Обветшавший, он был восстановлен коллежской асессоршей Е.А.Столыпиной, и освящен в 1846 г. в честь Св.Александра Невского. Примечательны хранящиеся в церкви напрестольный крест 1704 года, а из богослужебных книг – «Служебник» печати 1655 года.
2) С восточной стороны при вратах ограды каменный 2-этажный корпус (п.2 на плане), построенный в 1750-58 гг. для приходской церкви, не открытой. Здесь были настоятельские покои; Духовное правление, духовное училище, с 1832 г. Духовная консистория, переведенная в 1844 г. в новый Архиерейский дом [Корпус разобран в 1863 г.].
3) Близ церкви – деревянный одноэтажный дом (1785, с пристройкой 1810 г.), построенный для настоятеля монастыря. С основанием Епархии здесь пребывал 1-ый архипастырь Симбирский Анатолий, который устроил при нем домовую церковь во имя Воронежского Святителя Митрофана [около 1890 г. переименована во имя Святителя Варсонофия; тогда же устроена 2-ая домовая церковь во имя св. преподобного Сергия Радонежского]. Здание это служило Архиерейским домом до покупки нового – бывшего дома княгини Хованской на Венце в 1844 г.
4) Перед церковью – деревянные монашеские кельи, построенные в 1810 г. [п.6 на плане, разобраны в 1860-х гг.].
5) Каменный 1-этажный флигель, построенный при открытии Епархии (1841) для архиерейских певчих, позже использовался как монастырская трапезная (п.9 на плане).
От входа по правую сторону – монастырский сад (п.26), заложенный в 1764 г., по левую – кладбище (п.27). Монастырь обнесен каменной стеной, ее возведение начато в 1750 г., а окончательно завершено (с ремонтом обветшавшей) в 1846-м. С восточной стороны – каменные Святые врата (п.16, фото 3). Первоначально вход был через арку надвратного корпуса, позже разобранного, а над ней начали строить надвратную церковь, незавершенную. С запада – деревянные «Водяные» ворота. За западной стеной, вплоть до Свияги, простирались монастырские огороды.
Первоначально монастырь не имел угодий, не получал средств от государства и существовал только за счет «подаяния доброхотных дателей», первым среди которых был его основатель П.И.Муромцев. После объединения с Успенским монастырем (1724) получил его земли и содержание от казны: 2,5 руб. в год настоятелю и 1 руб. каждому монаху. Этих средств не хватало, и монастырь изыскивал дополнительные источники доходов. Так, он арендовал у казны перевоз через Волгу, торговал свечами в часовне среди торга на Венце, продавал сено с лугов близ Баратаевки, завещанных Н.С.Муромцевой и проч. По штатам 1764 г. монастырю было установлено жалование в 806 руб., впоследствии увеличенное. Но одновременно монастырь лишился других статей дохода и угодий, а братия его увеличилась с переводом монахов из упраздненных монастырей и из Соловецкой пустыни. Монастырь начал бедствовать, но вскоре нашел способ улучшить положение. Еще указом 1777 г. при монастыре было открыто кладбище для погребения монашествующих. В конце 18 века на нем стали хоронить именитых симбирян, что существенно увеличило доходы монастыря. Среди известных граждан, погребенных на кладбище Покровского монастыря, кн. М.П.Баратаев, кн. С.Н.Хованский, гр. А.В.Толстой, генерал-лейтенант Гессен, ген. А.В.Обрезков, вице-президент Академии художеств А.Ф.Лабзин и многие другие. Здесь же в 1841 г. погребен Симбирский святой блаженный Андрей Огородников, на его могиле с южной стороны Благовещенского храма была возведена часовня. Обширные сведения об известных симбирянах, похороненных на Покровском кладбище, содержатся в книге протоиерея Алексия Скала «Симбирский Покровский некрополь», изданной в 1997 году. Не оскудевали и пожертвования. Среди вкладчиков и благодетелей монастыря, кроме упомянутых выше, К.И.Невоструев называет Н.К.Твердышеву (супругу заводчика Я.Б.Твердышева), дворянку Н.И.Дмитриеву (сестру писателя и министра И.И.Дмитриева), Н.И.Куроедову (урожденную Аксакову) и многих других.
Покровский монастырь уцелел в пожаре 1864 года, видимо, поэтому К.И.Невоструев не упоминает об этом событии в своем описании. Значительных изменений в конце 19 – начале 20 века в его облике не происходило, так что в конце своего существования монастырь имел вид, в основном соответствующий данному описанию и плану – реконструкции А.С.Сытина. В 1916 году в нем проживало 20 человек братии и 14 послушников, монастырь продолжал быть действующим и в 1-ые годы советской власти. По описанию В.Н.Ильина («Краеведческий справочник-путеводитель Симбирска – Ульяновска», вып.1, 2001), в декабре 1929 года «собрание родителей учащихся 6-й объединенной ж.д. школы… ходатайствовало перед горсоветом о закрытии… церкви б.мужского монастыря, являющейся тормозом в воспитании детей». В июне 1930 г. с Благовещенской церкви монастыря уже были сняты и изъяты колокола общим весом 228 пудов. На ее колокольне было 8 колоколов, самый большой весил 103 пуда. Монастырь был закрыт 3 мая 1932 года, с последующим использованием здания «для удовлетворения культурно-бытовых нужд рабочих города». Монастырскую церковь предполагалось использовать как склад сельскохозяйственных машин, но, видимо, надобность отпала. Монастырь разрушен к 1934 году. В.Н.Ильин писал о трех сохранившихся зданиях, сейчас, видимо, в неперестроенном виде осталось только одно: бывший братский корпус (п.7 плана), который можно увидеть за забором в западной части сквера И.Н.Ульянова. В 1933-1935 гг. началось разрушение и закапывание здесь же, на территории кладбища, надгробных памятников. Осталась только могила И.Н.Ульянова, на надгробии которой демонтировали крест, вокруг нее огорожена площадка. Позже на месте монастыря и Покровского кладбища был разбит сад (сквер) имени И.Н.Ульянова. В 1990-х гг. начаты работы по частичному восстановлению Покровского некрополя. В сентябре 1991 г. найдена могила св. блаженного Андрея Огородникова, произведено перезахоронение; в 1994 г. возведена часовня. Тогда же начались работы по поиску, реставрации и установке надгробий и памятников, воссоздан участок Покровского кладбища.
План Покровского монастыря в Симбирске. Реконструкция А.С.Сытина.
1. Каменная Благовещенская церковь (1720-1723).
2. Надвратный корпус, 2-этажный, каменный (1750-1758). До 1802 г. проезд в монастырь был через арку надвратного корпуса. С 1832 г. – архиерейские покои, духовное училище, консистория. Разобран в 1863 г.
3. Деревянный настоятельский (архиерейский) корпус (1785-1787) с домовой Сергиевской церковью.
4. Деревянная Митрофаниевская церковь (1836).
5. Каменное здание Духовного правления.
6. Деревянный корпус монашеских келий (1809). Разобран в 1860-х гг., после постройки братского корпуса.
7. Полукаменный двухэтажный братский корпус (1861-1863). Здание сохранилось.
8. Деревянный трапезный корпус (1792).
9. Каменный одноэтажный «певческий» флигель, позже трапезная (1841). Свияжская, 24, перестроен.
10. Каменная одноэтажная кухня, позже жилой флигель (1841). Свияжская, 22, перестроен.
11. Деревянная баня. Разобрана в 1860-х гг.
12. Деревянная баня в саду (1864).
13. Холодные службы (13а) и ледник (13б).
14. Хозяйственные строения (1860).
15. Ограда каменная (1750-1758).
16. «Святые» ворота, каменные, с калиткой (1802).
17. «Водяные» ворота, деревянные.
18. Каменная угловая башня.
19. Каменная часовня у ворот. Разобрана после строительства «Святых» ворот.
20. Деревянная изба для сторожей.
21. Каменная караульня (1863).
22. Деревянная звонница.
23. Колодец (до 1861), существовал до постройки братского корпуса.
24. Деревянная ограда, решетчатая.
25. Деревянный тротуар.
26. Монастырский сад.
27. Покровское кладбище: центральный (27а) и юго-восточный (27б) участки.
28. Передний двор.
29. Старый «черный» (хозяйственный) двор.
30. Новый хозяйственный двор.
Современные ориентиры:
А. Часовня в память св. блаженного Андрея Огородникова.
У. Могила И.Н.Ульянова.
Гравюра М.И.Махаева, П.А.Артемьева «Вид города Симбирска с приезда к северо-западу» по зарисовкам А.И.Свечина, 1769 год (внизу) и фрагмент гравюры с обнесенным стеной Покровским (Благовещенским) монастырем.
Симбирский Покровский монастырь. Вид на Святые ворота с Сызранской улицы (ул.12 сентября). Открытка начала 20 века.
Благовещенская церковь Симбирского Покровского монастыря. Вид с юго-востока. Из сборника «Симбирская церковная старина», выпуск 2, Симбирск, 1915.
Вид на Благовещенскую церковь с юга, с улицы Сиротской (Ульяновской). Из-за монастырской ограды видны главки часовни на могиле св.блаженного Андрея Огородникова, разрушенной в 1930-ые гг. С акварели 19 века. Из книги Алексия Скалы «Симбирский Покровский некрополь», Ульяновск, 1997.
Благовещенская церковь Покровского монастыря и звонница, вид с северо-запада. 1) 1900-1903 гг.; 2) Начало 1930-х гг., незадолго до разрушения. Источник: humus.livejournal.com.
Благовещенская церковь Покровского монастыря в 1930-ые гг., со стороны кладбища. 1) Вид с юга. Из книги Алексия Скалы «Симбирский Покровский некрополь», Ульяновск, 1997. 2) Вид с востока. pastvu.com – veneur.
Первый Симбирский и Сызранский архиепископ Анатолий (управлял Епархией в 1832-1842 гг.). При нем, с образованием Епархии, Покровский монастырь стал Архиерейским домом. Из сборника «Симбирская церковная старина», вып. 2, Симбирск, 1915.
Вид Покровского монастырского кладбища у стены Благовещенской церкви. Начало 20 века. Из книги Алексия Скалы «Симбирский Покровский некрополь», Ульяновск, 1997.
Участок Покровского кладбища с видом на новоустроенную площадку с могилой И.Н.Ульянова. 1930-ые гг. Из книги Алексия Скалы «Симбирский Покровский некрополь», Ульяновск, 1997.
Эссер
И чем мешали эти храмы? …
Ндааа…
Наверно, тем же, чем помешал памятник Дзержинскому в 1991. Каждая новая идеология порождает новых кумиров и разрушает старых.
Злой
Новости о храмах надоели. У нас достаточно мест для молитв. И новодела и восстановленных.
Эссер
Тут больше историческая тема, нежели “новости о храмах”. А вам какие больше интересны?
Злой
Ваще пофиг на эти исторические молитвенные дома.
***
Если неинтересно – зачем читать, да ещё вставлять комментарии? Когда вижу неинтересный мне заголовок – просто не открываю статью, вот и не достало ничего. Так что дело не в теме, а в желании таких вот комментаторов обгадить все на свете. За душой ничего, развитие на уровне третьеклассника – второгодника, интересы соответствующие. Зато есть огромное желание выставить своё убогое мировосприятие на показ всему свету. Раньше такие персонажи писали известное слово на заборе, теперь у них возможностей прибавилось. А содержание и глубина надписей остались прежними.
Усы Деда Мороза
если посмотреть на его состояние в 1930-м году – то становится ясно, что здание “на ладан дышит”, рассыпается уже. Рухунуло бы и сползло в сторону Свияги при очередном оползне.
Русский
Давайте, Мемориал снесём – он тоже разваливается, ремонта требует, да и стоит почти на краю склона.
Русский
По вашей логике, “усы”, так и нужно сделать.
Усы Деда Мороза
быстрее ты ласты склеишь, чем Мемориал развалится. там сделали серьезное сооружение. если облицовочный камень падает – так это из-за бездельников, которые с 1991 года рулят в стране.
Ваш анус
Мог бы встретить 320-летие, а могли бы и остальные к нему присоединится
Гаврош
1000 лет у церкви было человека сделать человечным. И что получили: жирных попов, бездельников, монастыри в городах, но никак не в пустынях. А “пустынями” хитро назвали задние дворы рынков и базаров, самодуров епископов, однополую любовь в семинариях и монастырях, спесивых протопопов, холуев, лизоблюдов, приспособленцев, подобострастных кликуш, разочаровавшихся гимназистов, отчаявшихся интеллигентов, и много-много дураков. Могли такие люди что либо изменить в природе человека, когда сами умирали от обжорства?
Русский
Сразу видно, что вы о Церкви судите лишь по атеистической пропаганде, да и по России по-настоящему не путешествовали.
Точно так же можно унизить любую партию, организацию, группу лиц, это не составит большого труда – давить на эмоции ограниченных людей со стереотипным мышлением. “бездельники, приспособленцы, дураки”…
Благодаря Православию и Церкви, которая учила уважать интересы других людей, Россия стала крупнейшей страной мира, многие территории вошли в состав бескровно. За один 17 век почти всю Сибирь (с нефтью, газом и золотом) освоили без серьёзных боёв и геноцида, в отличие от США и западных колонистов.
Усы Деда Мороза
ну да – куда же мы без попов бы делись… ну-ну. вот и Москву то отстояли не потому что Советский народ её оборонял от фашистов, а потому как с иконой её облетели. ога.
пешыте исчо.
“Ска́зка о попе́ и о рабо́тнике его́ Балде́” создана Пушкиным на основе русской народной сказке. И таких сказок народ много насочинял про ленивых и жадных попов.