В литературном «Обломов-клубе», в стенах библиотеки № 8, 13 сентября прошла традиционная встреча обломоведов, посвященная Обломовскому фестивалю – 2011. Имея ввиду предстоящий юбилейный гончаровский 2012 год, любители творчества И.А. Гончарова и его великого персонажа И.И.Обломова говорили о том, что грандиозную фигуру Обломова можно рассматривать как предмет актуальной гордости. …В череде текущих дел этот фестиваль, День Обломова, подошел как-то неожиданно. Я поймал себя на мысли, что настроение совсем не обломовское, а взбудораженное, прыгающее. Перечитал в романе Сон Обломова, и удивительное дело: как будто благодать какая-то снизошла, и стало спокойно на душе. «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. И никогда бы ничего и не было напечатано, и не слыхали бы про этот край, если б только крестьянская вдова Марина Кулькова, двадцати восьми лет, не родила зараз четырех младенцев, о чем уже умолчать никак было нельзя. Сколько иронии и сказки в этих строках, это ведь, по сути, ироническая сказка, превратившая в поэзию грубоватый крестьянский быт, и с неизбежной назидательностью, столь реалистической, что часто забывают о сказочности этого Обломовского рая – иначе откуда в этом «царстве лени» является неслыханное изобилие? И неслыханная доброта и любовь. Ведь что такое и сам Обломов? Это великий мечтатель «с голубиной душой», погрузившийся в «мир грез», созданный «волканической работой» его мысли, чуждый суетной беготне за призрачным счастьем, а более того – чуждый жажде прожигания жизни. Все это ему не нужно, потому что у Обломова есть собственный «мир грез». Он умен, и понимает, что чужд миру Штольцев – не может человек с «голубиной душой» сделать карьеру в их мире, но становится, как правило, предметом насмешек. Вот в чем проблема идеализма Обломова. Но именно поэтому является он «подушкой безопасности», уголком отдохновения для Штольца – так сюжет романа замыкается в волшебное кольцо, о котором давно с восхищением говорит критика, и говорит само его название – «Обломов». Обвинения же Обломова в лени сегодня во многом потеряли свою силу. Не только потому, что таким образом Гончаров отдавал дань социальной проблематике своего дня, о чем сказала критика уже XIX века. Он гениально угадал одну вещь, о которой позже скажет Достоевский. Когда Достоевский вздумал выписать положительный образ князя Мышкина, то, размышляя о том, как сделать его живым и убедительным, записал в своем дневнике: он должен быть обязательно чем-то неправилен, например, смешон. Гончаров именно так, может быть, интуитивно, «оживил» образ Обломова, и сделал его вечным, придав ему карикатурные ленивые черты. Нам остро необходимы сегодня предметы актуальной национальной гордости, – сказал один наш философ, и, думается, образ Обломова обязательно должен быть в их ряду. Почему? Наша история – это история отсутствия покоя и комфорта, поэтому нам просто необходим Обломов, как путнику необходимы привалы на долгом пути. Потому что Обломов – это привал для души. После которого она проясняется, и становится веселее идти дальше по дороге жизни. С годами ведь понимаешь, что жизнь в конце концов – всегда трагедия, а Обломов – это поэтическая трагедия, чем он и прекрасен: он наполняет поэзией будничную жизнь тех, кто может к нему прикоснуться. …Мнения о том, может ли Обломов выполнить такую высокую С сообщениями на обломовскую тему выступили: В. Каменев – «Обломов как предмет актуальной гордости», И. Морозова – «Опера немецкого композитора А. Айгмюллера «Обломов», Н. Власов – «Обломов в современной английской культуре». В обсуждении приняли участие: Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
![]() |
|
|
Мэн
Подходов к пониманию Обломова сегодня очень много. В Японии и Китае, например, образ Ильи Ильича рассматривается в рамках буддистской философии, согласно которой наш герой является созерцателем. Но, на мой взгляд, “обвинение Обломова в лени” как раз имеет наибольший смысл из всех концепций. Обломов просто был лентяем и делать ничего не хотел, потому что боялся ответственности за свои деяния и сохранил такие ценности, с которыми взрослым человеком он бы просто не стал. “Спит спокойно человек” – вот и весь его идеал. О каком тогда взрослении вообще может идти речь?
Нет, приятно заметить, что у нас проходят мероприятия, посвящённые творчеству великого русского писателя. Но в Обломове не следует искать ничего философского, иначе мы упустим простую житейскую мудрость: делай своё дело и будь счастлив.
Автор
Если бы Обломов был всего лишь лентяем, это было его наибольшим смыслом, то о нем уже давно забыли, и он никогда бы не дошел ни до Европы, ни до Японии. Интересно, что за рубежом видят в Обломове и философа, и нонконформиста и даже еретика, видимо, по пословице: нет пророка в своем Отечестве. Замечу еще, что многие великие труженики, как недавно оставивший нас композитор Петров, называли себя Обломовыми, и называли диван и халат своим отдохновением, а образ жизни – обломовским.
Штрассер
Гончаров писал ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение и даже если он хотел написать всего лишь образ лентяя, то написал гораздо большее этого образа. В частности, возможно, на Обломове выражена такая принципиальная мысль: добро пассивно и почти любой поступок содержит зло в большем или меньшем количестве. Что полностью и согласуется с восточными учениями, в особенности, с Буддизмом: по причине кармы (= своих поступков) разумные существа увязают в сансаре (=страданиях).
Автор
Обломов настолько пластичен, что поглощает массу разных образов, и поэтому везде находит отклик, вот и в буддизме тоже. И это НАШ человек, но, кажется, именно поэтому его не любят ниши нигилисты, что заметил еще Достоевский: они очень огорчаются, когда в России создается нечто выдающееся. И стараются это опошлить.
Владимир I
Очень тронули меня вот эти строки: “Наша история – это история отсутствия покоя и комфорта, поэтому нам просто необходим Обломов, как путнику необходимы привалы на долгом пути. Потому что Обломов – это привал для души. После которого она проясняется, и становится веселее идти дальше по дороге жизни.”
Вчера праздновали юбилей друга. Поэтому с утра ощущал отсутствие покоя и комфорта. Прочитал я про Обломова и позвонил Боре: как, мол, насчет привала для души? Он согласился. Вскоре души наши прояснились и, чувствую, как мне становится веселее идти дальше по дороге жизни.
Иду и спрашиваю автора: почем опиум для народа?
Автор
Владимир, для вас – бесплатно, вашей либеральной душе Обломов не по зубам, и не по плечу. Вам Добролюбова надо читать, и поймете что вы недалеко ушли от его утопий. А пить лучше немного, и хорошо закусывайте, как это делал Обломов, и тогда может быть у вас что-нибудь прояснится.
Автору
Так всё-таки – почём? И много ли вас, подсевших на иглу безделья и создателей идолов из писательских грёз? Морозов с колобком – не из вашей ли обломовской секты?
Штрассер
А много ли вас, подсевших на иглу разглагольствований о “протестанской трудовой этике” и создателей идолов из голливудских кинозвёзд?
Автор
Много. “Нас тьмы и тьмы, попробуйте сразиться с нами…” Вся Россия – это “Обломовка”, давно уже сказали большие писатели, еще до прихода ваших азбучных рев-в-волюционно-демократических сектантских прописей.
121
В Обломове скрыта идея и эта идея не просто лености, а идея смысла жизни. Обломов в сотый раз задается вопросом: для чего рожден человек? Для того чтобы постоянно крутиться в высших кругах, как Штольц, иметь побольше баб, денег, прерпробовать все на свете, постоянно быть в движении и курсе новостей, и постоянно ощущать нехватку чего-то? Ведь конец каждой жизни у всех одинаков. Зачем для Обломова кого-то обманывать, искать больше возможностей, спешить постоянно куда-то. Для Обломова жизнь уже предоставила все необходимое, он как растение или любое биологическое существо на свете- ярко загорится и потухнет. Основой является конечно, то-что он живет не ради денег и не ради наживы или славы. Этакий экзистенциальный взгляд. Ему ничего не принадлежит, он просто есть, пока жив.
Автор
121, Обломов – это пример создания некоего идеального образа – с “голубиной душой”. Это не реальный человек, к которому все пытаются свести его супротивники по разным, часто не по высказываемым причинам. Добролюбов, к примеру, по идеологическим причинам, о чем он пишет в начале своей знаменитой статьи, для него это предлог обрушиться на что-то. Но ведь смешно требовать от Дон Кихота трезвого взгляда на жизнь, а от Дон Жуана – высокой нравственности. Так же и “Обломов стал архитепическим типом новой европейской литературы наряду с Гамлетом, Дон Кихотом, Фаустом”, – пишет в БРЭ д.ф.н., профессор МГУ и гончарововед В.А Недзвецкий. Сегодня каждый имеет право на своего “Обломова”, в отличие от недавних времен, и мы говорим о всей палитре этого выбора.
Штроссеру:
Нас не так уж и много. Поименно: Добролюбов, Даль,Ленин, Розанов, ну, и мы с Борей.
дед Коля
автору. тема хорошая но только написана не для нашего читателя. они не хотят знать историю.типа старый мир разрушим до основания а потом мы новый мир построим.самая главная ошибка.не кому такое не придет на ум разрушать построенное предками но только не для нас. российское бытие.
Иван
РОДИНА ЛЕНИ
Диванная нега, блаженный уют,
Чарующий свет из оконных проёмов:
Поэзию Лени возвёл в абсолют
Ленивец Обломов…
И это не поза, не самообман,
Не блажь, укротившая дух совершенства:
У нас пол-России считают диван
Вершиной блаженства!
На нём вдохновенно поэты творят,
Бичует народ прегрешения власти
И толпы влюблённых познать норовят
Гармонию страсти…
Энергия Лени во все времена
Была толкачом и мессией прогресса,
Пределы души защищая сполна
От жуткого стресса!
Но слишком досужего разума сон
Угрюмо рождает чудовищ сознанья,
Стремящихся мир превратить в полигон
Земного страданья…
И жизнь разбивается молотом вдрызг,
Осколки взметнув из обломовской тени:
Не родина Ленина город Симбирск,
А родина Лени!
Свияга и Волга из древних миров
Бегут параллельно навстречу друг другу,
И вихри семи заунывных ветров
Скрежещут по кругу…
В замедленном омуте – времени смесь
Способна от искорки воспламениться:
Ульянов и Керенский именно здесь
И могут родиться!
Когда полыхнувшая лава костра
Лизнёт языком полусонное царство,
На родине Лени настанет пора
Шального бунтарства…
Достанутся Штольцам наганы в руках,
Обломовым, как по заказу, обломы,
И разуму, сжатому плотно в тисках,
Не выйти из комы!
Но время любой исцеляет недуг,
К свободе легко отмеряя ступени,
И снова порвёт этот замкнутый круг
Энергия Лени…
Россию поднимет она на дыбы,
Но знает пусть наших традиций богиня:
Не мы – торжествующей Лени рабы,
А Лень нам – рабыня!
Николай МАРЯНИН.
http://stihi.ru/2010/08/25/6200
Автор – Ивану
Мне стихотворение нравится. Насчет того, что наша Обломовка – родина лени, многие поспорят, “лень раньше тебя родилась” – кому в детстве не говорила это мать? А вот то, что Гончаров выписал сказочное “царство лени” и назвал его Обломовкой – это неоспоримый факт. Лень – кто же без этого греха? И в этой узнаваемой упаковке Гончаров подал огромное количество смыслов, некоторые из них есть и в стихотворении. Иногда с иронией говорят, что “лень – это движитель прогресса”, но в этой иронии есть рациональное зерно. Грандиозное исследование лени Гончаровым показало, как всегда, что любую благую вещь можно довести до абсурда, и тогда она превращается в свою противоположность. И что с этим можно поделать. Важна также другая сторона Обломова – его мечтательность, его “мир грез”, которым “он задумчиво наслаждался”. Соединение в Обломове покоя-лени и этой свободы мысли, фантазии и создало такой уникальный образ, который может и на диване лежать, как Муромец на печи, а может и встать с дивана и разбушеваться, если его ум возмутит какая-нибудь идея, или калики перехожие придут в гости… Обломов в романе отвесил увесистую оплеуху одному персонажу, которую мы до сих пор не замечаем… То есть Обломов тоже может взять в руки револьвер, и тогда он будет даже больше, чем Штольц.
дед Коля
а зачем строить новый правитель все разрушит. так повелось.
дед Коля
такая правда .оспорьте мои слова.
Автор – деду
Обломов – это вообще-то созидательный образ, он точно ничего не разрушает, он наполняет добротой мир вокруг себя, поэтому к нему тянутся все персонажи романа. И возвращая Обломову все полноту заложенных в нем Гончаровым смыслов, мы находим настоящего Обломова, выдающийся художественный образ нашей литературы, которым можно и нужно гордиться.
Мэн
А почему же Обломов в таком случае умирает в конце романа? Неужели из-за своей доброты?
Автор
Странный вопрос, почему люди умирают? Можно ответить и серьезно: Гончаров показывает как встречает смерть его герой, считая это важным. Гончаров по-классически последователен, роман имеет форму “круга”, в центре которого Обломов, и он замыкается, совершенно логично, окончанием жизненного круга его главного героя. А вообще, замечено, что добрые люди живут дольше, а вот злые меньше, из-за чрезмерного пролития желчи.
Мэн
Что-то Тарантьев не был похож на доброго человека, но прожил дольше Обломова…Почему так?
Автор
Тарантьев совсем не добр, и он хам, но в тоже время земляк Обломова. Сколько он прожил – совсем не интересно Гончарову, и было бы слишком много чести для него, чтобы описывать его смерть.
Но это знаковый персонаж, важно, что он земляк Обломова, и сегодня мы видим много Тараньевых даже и на Улпрессе, вот Владимир 1 напоминает мне его.
Штрассер
Мэну.
Снова восточная тема… В Буддизме паринирвана (=окончательное освобождение) наступает только с биологической смертью просветлёного.
дед Коля
я и говорю зачем строить другой правитель придет все разрушит. этим гордится .и Обломов тогда углядел идет вымирание нации. для чего жить.
Автор
В 19 веке Россия не испытывала демографических проблем, Гончаров решал в романе проблемы своего времени, но сумел высоко стать над веком, так что создал вечный архетипический образ Обломова. “Другие правители” берутся в основном из Штольцев, так что Обломов здесь выступает в качестве фундамента общества.
дед Коля
народ ждет стабильности а его с 19 века нету. не получается жить по совести. пока коррупция процветает.
Автор
К сожалению, коррупция – это все равно что насморк, вылечить еще никому не удавалось. Надо повышать иммунитет организма, а не отрезать каждый раз нос; однако истина эта столь велика, что объять ее мы никак не можем.
дед Коля
а тогда не надо такое произведение толковать. не понять вам что он хотел сказать самое главного не могли разглядеть. ответь для чего в романе диван.что хотел нам сказать.
Владимир I:
Автор в одном из комментариев представился журналистом. Коллеги, вы согласитесь с этим, внимательно прочитав заголовок?
Для будущего биографа Каменева рекомендую название книги “Виктор Каменев, как предмет”.
Автор
Владимир, не могу назвать вас коллегой, в предложении, которое вы привели, перед “как” запятая не ставится. А заголовок вполне имеет место быть, вы его до конца-то дочитайте. Если это и все, к чему вы смогли придраться, то можете отдыхать, диван у вас найдется?
дед Коля
а под диваном что подразумевал. собирательный образ.
Мэн – Штрассеру
Буддистский подход в понимании Обломова, безусловно, интересен, но я сильно сомниваюсь в том, что Гончаров создавал именно такой подтекст, когда писал свой роман. Над японцами сам Гончаров откровенно смеялся и был по духу скорее европейцем, чем азиатом. Кроме того, чтобы достигнуть паринирваны, надобно для начала стать просветлённым. Достиг ли просветления Обломов? Вряд ли. Обломов был полуаскетом, так как хотел огородить себя от мира, но в религиях вообще-то аскетизм ради аскетизма к просветлению не ведёт и даже осуждается в том же буддизме. Выходит, эскапизм Обломова особого смысла не имел; герой лишь довёл себя до ручки, не став при этом просветлённым.
Штрассер
Мэну.
Разумеется, нельзя заходить слишком далеко в поисках аналогий между Буддизмом и обломовщиной, такие аналогии будут слишком ходульны. Я просто попытался провести мысленный эксперимент, как в буддийских терминах могут воспринимать Обломова в странах вроде Японии или Китая, странах, о которых Вы же и упомянули.
дед Коля
автору задумался. или боишься. раньше в ссылку провожали кто открывал тему диван.
дед Коля
Диван с большой буквы так правильнее будет. Гончаров в рукописи так писал.
Аноним
Диван, тема интереснейшая. Может выполнять роль кровати, кресла, а также представительского органа в некоторых случаях. Диван, в отличие от безыскусной кровати, округлый, представительный, явно иностранного происхождения. Намекает на характер Обломова, его комплекцию и “облый” сюжет романа. Возможно, таким образом Гончаров намекал и на всемирный характер Обломова. Что может быть под диваном? Тайна сия велика есть. Наверное, она ждет своего первооткрывателя.
дед Коля
Диван с турецкого трон. картина другая будет.
Владимир I:-автору
Вы правы: ни перед КАК, ни после них знаки не ставятся – народная туалетная бумага слов не имеет. Как, он и есть как – по отношению к вам – предмет – “продукт вторичный”.
дед Коля
кажется процесс пошел. если власть и трон одно целое. выходит кто Обломов.
Автор
Владимир, конечно же прав я, а вы… “Законы осуждают предмет моей любви”. А вы не закон, вы вообще неизвестно кто и что. Обломова можно рассмотреть и как “вещь в себе”, а вас только как вещь.
дед Коля
точнее будет правитель и трон одно целое.
Автор – деду
Интересный посыл, однако. Если власть и трон-диван одно целое, то Обломов, выходит, царь. И он ведь действительно царь в своем “мире грез”, в мире грез все мы “цари”. Но его можно рассматривать и как царя в романе – все вращается вокруг него, и даже как царя нашего мира, если считать главным в нем мягкость, душевность, а не холодный расчет и эгоизм. Давай дальше, дедушка, так мы далеко зайдем в глубь романа, куда и критики еще не захаживали….
Мэн
Ну вот… В “Чёрном квадрате” опять ищут глубокий смысл…
дед Коля
смысл если ты правитель не забывай о народе.
дед Коля
а так по замыслу Гончарова выходит. страной управляли чиновники казнокрады. все ему приходили.
дед Коля
выходит не горожанам а правителям области пора задницу поднять и заняться делами а не обещаниями. хватит на диване лежать.
Владимир I:-автору
Мне жалко времени на бессмысленную (для меня) перепалку с вами. Но вас ради делаю это: посмотрите на персонажи, делающие рейтинг вашему труду – сплошной “дед Коля”, да автор. Комментариев, в которых заложена мысль, совсем мало. И, заметте, все они ироничны или саркастичны.
Пожалуйста, сделайте вывод.Иначе так и будете Каком – мужем Каки, автором, инфицированным словесной диареей.
Автор
Владимир, сделайте так, чтобы я Вас больше не видел, будьте добры. Ваша либеральная диарея и прочая непотребность так красноречиво вас характеризуют, что дедушка на вашем фоне выглядит весьма прилично. И учите русский язык, особенно пунктуацию, ироничный вы наш…
дед Коля
открыл нам что власть в России никудышная.
налогоплательщик
Жиркевич в “Симбирском днвнике” написал, что Гончаров не написал бы “Обломова”,
если бы не жил в Симбирске.
сонный город и безумные проекты власти особенно контрастны на общероссийском фоне.
В нашем городе хочется только напиться и забыться.
Сторож
Состояние души.бьешься бьешься а туда не пускают. остается диван и мечты не сбыточные.