Три года в Ульяновске работает «Русский дом».
С Тамарой Кулябиной, председателем этой региональной общественной организации по сохранению и развитию русской культуры, мы беседуем в маленькой комнате здания на улице Ленина, 95, в котором располагаются все центры развития национальных культур области. Икона, буклеты конкурса исполнителей русской песни «Поющий Симбирск», самодельные мечи и доспехи русских витязей, прялка, лапти – все это, уместившееся в тесном пространстве помещения, уже дает представление о направлениях деятельности «Русского дома».
Но начнем с его хозяйки. Тамара Ивановна Кулябина – человек в городе известный. Заслуженный работник культуры России, солистка Ульяновской областной филармонии, она великолепно исполняет русские песни. Вот что Тамара Ивановна рассказывает об этом:
– Я закончила Самарскую академию культуры и искусств по специальности «руководитель хора русской песни». Потом училась вокалу в академии имени Гнесиных в Москве в фольклорном центре у Надежды Бабкиной. Уже много лет я собираю и исполняю русские народные песни Симбирского края. Большинство фольклористов записывают их, расшифровывают и складывают в хранилище. А я песни перерабатываю, пропускаю через свое сердце и со сцены рассказываю о них и исполняю их. И песня продолжает жить. Людям это нравится, что дает мне силы двигаться дальше.
– Тамара Ивановна, откуда у Вас любовь к русской песне?
– У меня мама очень хорошо пела, на гитаре играла. У нее был абсолютный слух, она могла, услышав мелодию, тут же ее подобрать. А папа хорошо играл на балалайке. Вечером дома родители пели на два голоса. Мы жили в деревне в Самарской области, и я помню, как однажды мы идем лунной ночью летом и мама с папой поют. Услышав пение моих родителей, люди обычно говорили: «Тихо, Прасковья с Иваном поют», и слушали их. Когда выпадало свободное время, папа с мамой выходили на улицу, вокруг них всегда собирался народ и все вместе пели. Мне было лет шесть, когда я на вопрос, кем станешь, когда вырастешь, осознанно отвечала: «Артисткой!». В детстве уходила к лесу и пела, а тетушка моя при этом говорила: «Ну вот, включили «Маяк»!».
– Вернемся к «Русскому дому». Как появилась идея его создания?
– Выступая на концертах здесь и в других странах, видя, что русская культура стала менее заметна, что на телевидении и радио не звучит русская песня, я не могла остаться к этому равнодушной. Произошло самое для меня неприятное: люди, собираясь вместе за столом, в компаниях, перестали петь. А я выросла в среде, где это было обычным делом, поэтому меня такое положение дел стало беспокоить. Ведь в песне заключена такая объединяющая сила! Россия никогда не жила легко, но всегда пела, и это помогало народу выживать. А во время Великой Отечественной войны песня поднимала дух бойцов. Мы знаем, что на фронтах выступали артисты, пели для солдат и офицеров перед боем. Воодушевленный человек непобедим. Когда люди поют, они начинают слышать друг друга, прилаживаться друг к другу, они объединяются. Это тот духовно-эмоциональный пласт, который неразделим с русским народом. Еще, когда человек поет от души, он соединяется с Богом, не зря говорят, что песня – младшая сестра молитвы. Посмотрите, с каким вдохновением выходят слушатели после концертов русской песни! Однажды, выступая перед подростками, я волновалась, как они воспримут русскую песню. Мальчики внимательно слушали мое пение, а потом подошли и говорят: «А мы не знали, что русская песня – это так хорошо…». Те «бум-бум» и «та-ра-рам», которые они слышат по ТВ, действуют разрушающе. А поскольку у детей и молодежи есть неосознанная тяга к народной культуре, то нужно давать им возможность с ней знакомиться. Потом я отдыхала в Болгарии и обратила внимание на то, как там берегут народные традиции и обычаи. Видя, анализируя это все, я начала говорить с трибун перед представителями власти о необходимости возрождения русской культуры, русского духа. Всегда при этом я обращала внимание аудитории на то, что русские – это государственно образующая нация, и нужно сохранить русский язык и традиции русского народа. В этом
– залог сохранения культур всех народов, населяющих Россию. Много лет до этого я предлагала создать центр русской культуры. Мне отвечали, что у нас и так много коллективов художественной самодеятельности. Но, считала я, должна вестись более глубинная работа. И вот в 2011 году была получена поддержка от губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, и мы зарегистрировали «Русский дом».
– Как исполнительница русских песен Вы, вероятно, обращаете особое внимание на песенную культуру?
– С появлением «Русского дома» в тот же год мы провели первый региональный конкурс русской песни «Поющий Симбирск», выиграв грант Министерства внутренней политики Ульяновской области, который далее стали получать ежегодно. В 2012 году
– снова конкурс, причем число его участников утроилось, составив 179 человек. В 2013 году конкурс стал межрегиональным. Приехали школьники и студенты из Самары, Пензы, Москвы, Саратова. А в этом году статус «Поющего Симбирска» повысился до всероссийского. Он вошел в число самых значимых конкурсов исполнителей русской песни в России, среди которых конкурсы «Голоса России» в Смоленске, имени Лидии Руслановой в Саратове и имени Надежды Плевицкой в Липецке.
– Чем отличается от них «Поющий Симбирск»?
– Одна из номинаций – «Песни Симбирского края». Интересно, что наши песни, как бусины ожерелья, рассыпались по всей России. Не случайно в конкурсе принимают участие и татары, и чуваши, и мордва, исполняющие русские песни. О многом говорит то, что в 2012 году главную награду конкурса получил юный узбек с голосом Рооертино Лоретти. Получается, что в нашем «Поющем Симбирске» царит национальное согласие. И объединяющим началом служит песня. Русские часто сплачивали вокруг себя другие народы. И не случайно гала-концерт мы по традиции проводим 4 ноября, в День народного единства. Особенность конкурса еще и в том, что среди номинаций у нас – «Духовные песни» и «Колыбельные». Кстати, у предков наших обязательным было обучение девочек колыбельным песням. Ученые установили, что если ребенку поют колыбельные песни, он вырастает более гармоничным, целеустремленным, знающим, что ему нужно, человеком. Такие люди разборчивы в выборе друзей, хранят верность семье и Родине.
– Что Вы считаете главным результатом конкурса?
– Двое из наших победителей, родом из Вешкаймы и Кузоватова, поступили в Самарскую академию культуры и искусств, на отделение народного пения. Сюда они вернутся уже специалистами в этой области. Одна девушка стала студенткой Российской академии музыки имени Гнесиных.
– «А судьи кто» на Вашем конкурсе?
– С первого же года мы задали себе высокую планку. У нас именитое жюри. В него входят знаменитые исполнители русских песен – народная артистка России, профессор РАМ имени Гнесиных Анна Павловна Литвиненко и народный артист России, профессор Московского госуниверситета культуры и искусств Василий Петрович Овсянников, заслуженный артист России, руководитель ансамбля «Звонница» Гостелерадио Петр Алексеевич Сорокин, заслуженный деятель культуры России, профессор Самарской академии культуры и искусств Людмила Александровна Терентьева.
– Чем, кроме конкурсов, занимается «Русский дом»?
– Направлений много. Мы возрождаем русский рукопашный бой. Есть своя футбольная команда «Русский дом», ей уже три года. Ежегодно она участвует в городских соревнованиях по футболу «Ульяновская лига дворового футбола», по мини-футболу, которые организовал Азербайджанский конгресс. Среди 26 команд мы заняли второе место. Команда футболистов сплоченная, увлеченная. Молодые парни с гордостью отстаивают название команды «Русский дом». Но среди самых значимых задач нашей организации – сохранение и развитие русского языка. Как известно, в основе языка – слово. И в основе песни – тоже слово. Наиболее чисто сохранилась русская речь именно в русской песне. Поэтому мы хотим, чтобы во всех детских школах искусств области открылись отделения русской песни, где изучались бы и традиции русского народа. Был случай, когда приехали мы в одну детскую школу искусств, а там дети танцуют под песни Майкла Джексона, но никто из них не знает, кто такая Людмила Зыкина. Не отрицаю достоинств этого американского певца, но и свое, национальное, забывать нам нельзя. В плане сохранения русского языка – в этом году «Русский дом» принял участие в Дне славянской письменности и культуры в Димитровграде. Хорошо выступил на этом празднике ансамбль «Жихарка» ДШИ №7. Ковали кузнецы из клуба «Засека», который вошел в состав «Русского дома». Ребята создавали из металла композицию «Русь великая». И дети с удовольствием присоединились к кузнецам. А начался День славянской письменности и культуры с крестного хода. Приятно было видеть, что мужчины, которые несли иконы и хоругви, были одеты в русские рубахи.
– Почему-то у нас не принято надевать на праздники русские костюмы, хотя на Сабантуй и Акатуй татары и чуваши всегда наряжаются, и делают это с чувством собственного достоинства. Как-то обидно становится за русский народ, забывший эту традицию…
– Будем исправлять положение. Нужно возрождать русский национальный костюм. Это еще одно из наших направлений. Мы уже шьем косоворотки. Для начала будем дарить их спонсорам.
– Вы часто повторяете слово «мы». «Русский дом» – это команда?
– Я не одна. «Русскому дому» и словом, и делом помогают многие неравнодушные люди. В состав правления входят начальник Управления стратегического развития Правительства Ульяновской области Сергей Паховский, помощник председателя Законодательного Собрания области Вячеслав Егоров, предприниматель Лев Гасанов, в недавнем прошлом председатель Общественной палаты Ульяновской области Нина Дергунова, протоиерей Николай Косых и другие. Важно подчеркнуть то, что мы работаем совместно с Симбирской и Новоспасской епархией. Православие и русская культура – неразделимы. Вместе с протоиереем Николаем Косых ездим в детский дом «Ручеек» в Красном Гуляе. Окрестили многих ребят по их желанию. Вместе с ними поем, дарим им подарки. Знаете, о чем дети просят? «Дайте нам молитву, чтобы Богу молиться». И в геронтологическом центре бываем. Пожилым людям тоже нужна песня, молитва. Они поют так, что у меня слезы на глазах выступают…
– Есть ли в других регионах такого рода организации, как «Русский дом»?
– Есть. Но мы начали раньше других работать в этом направлении, хотя и не были оформлены организационно. В пример хотелось бы поставить Удмуртию. Недавно я была на семинаре Ассамблеи народов России в Ижевске. Там построен прекрасный Дворец дружбы народов, где каждый народ нашей страны имеет свой кабинет с методистами. Ни одна культура не забыта. Проводятся мероприятия, есть своя газета даже. Это эталон того, как нужно работать. Возили нас в село, где наиболее сохранена удмуртская культура и где выиграли грант в 58 миллионов рублей в международном конкурсе по сохранению национальной идентичности. Там я поняла, что нам нужно еще много работать, чтобы приблизиться к такому уровню.
– Что конкретно Вы имеете в виду?
– Хотим, например, открыть отделения «Русского дома» во всех муниципальных образованиях Ульяновской области. Люди в районах созрели для этого. В отделения организации войдут представители администраций, духовенства, общественности. Мы не должны оставаться равнодушными к вопросам возрождения русского духа, традиций. Ведь забвение наших корней ни к чему хорошему не приведет. Посмотрите, что происходит сейчас на Украине. Там забыли о том, что они – славяне, что мы, русские и украинцы, – братские народы. Там равняются на Запад и ему поклоняются. Поэтому нам надо трудиться, чтобы подобного у нас не случилось. Еще должна сказать, что русская культура питает культуры других народов. Вот сейчас к ним приезжают мигранты из бывших советских среднеазиатских республик, у нас их знакомят с нашей культурой. Они здесь обживаются, открывают свой бизнес. В этом, если не укрепим нашу культуру, могут возникнуть разногласия. Если будем знать, кто мы есть и откуда, если мы будем ценить свою культуру, гордиться ею, то антагонизма между нами не будет.
Беседовала Ирина Морозова