В эпоху тотального доминирования электронных СМК не теряет своей актуальности старая добрая почтовая служба. Для этого много причин. Во-первых, «Почта России» изо всех сил старается шагать в ногу со временем и предлагать все новые услуги (например, доступ к Интернету). Во-вторых, многие виды корреспонденции невозможно отправить по e-mail. В-третьих, гораздо приятнее читать газеты не с экрана монитора, а в традиционном, бумажном формате, и получать письма, написанные от руки.

«…Люблю. Целую. Пока!

P.S. Передавай привет родным!

P.P.S. Жду ответа!»

Только что вы дописали эти строки, сложили заветный листочек в клеточку пополам, опустили его в конверт, нежно облобызали клейкую полоску и закупорили невесомый белый контейнер.

Допустим, вы живете где-нибудь на улице Промышленной, неподалеку от Высшего колледжа УлГУ “Засвияжье”. Это значит, что через несколько часов после того, как конверт с вашим письмом исчезнет в щелочке синего почтового ящика, он окажется в тринадцатом отделении почтовой связи (13 ОПС), сотрудники которого строго по расписанию произведут выемку.

Допустим, вы выписываете газету «Вестник“. В четверг редактор подписывает макет университетского издания, который отправляется в типографию “ОАО ИПК ”Ульяновский Дом печати». Завтра ваш экземпляр поступит в тринадцатое отделение, а затем – в ваш почтовый ящик.

Обычные граждане видят только результат большой работы. Нам удалось понаблюдать за процессом изнутри.

Тринадцатому ОПС во многом повезло. Во-первых, с заведующей. Лариса Цветкова – молодая очаровательная женщина, работает здесь с момента открытия отделения. Какое-то время она была не просто главной, а единственной сотрудницей.

Теперь в составе сплоченного женского коллектива, помимо заведующей, два оператора, работающих через день, и четыре почтальона. Подчиненные очень тепло отзываются о своем шефе, в коллективе царит доброжелательная атмосфера. В результате работа спорится, письма, газеты и пенсии доставляются в срок, и жалоб от населения не поступает. Не случайно корреспондента, вызвавшегося написать о буднях почтовой службы, нача- льство регионального отделения «Почты России» направило именно сюда.

Когда-то Лариса Михайловна была педагогом в детском саду. Затем судьба привела ее в почтовую службу. Она говорит, что ей нравится нынешняя работа.

— С детства люблю запах сургуча, — признается заведующая.

Она сама и ее подчиненные производят впечатление очень ответственных людей, осознающих важность своего дела. Эти люди переживают за каждую копейку пенсии, за каждое письмо или газету, которые они должны доставить по назначению.

Рабочий день Ларисы Михайловны начинается в 7.00, в 7.30 заступает на пост оператор, к восьми подходят почтальоны. Это по расписанию, на самом деле, чтобы все успеть, им приходится приходить раньше. С тех пор, как сотрудники переступили порог отделения, они забыли слово «покой». Дел много, движение в тесном офисе не прекращается ни на секунду.

В первой половине дня почтальоны традиционно разносят пенсии. Утром оформляются документы, пересчитываются деньги. Лариса Михайловна, не отрываясь от бумаг, по мере возможности старается отвечать на вопросы представителя прессы.

— Крутимся как можем, — говорит заведующая.

Глядя на то, как кипит жизнь в этом заведении, невозможно даже предположить, что развитие электронных средств массовой коммуникации ставит под угрозу существование традиционной почтовой службы.

Как только проводили почтальонов, пришла пора принимать и сортировать почту. В больших отделениях в штате есть еще и сортировщик, здесь обходятся без него.

Лариса Михайловна объясняет алгоритм работы. Письма из «Ульяновского почтамта» в отделение поступают в специальных мешках. Нужно все пересчитать, на каждом поставить печать, где обязательно четко должны быть видны сегодняшняя дата и номер отделения. Вместе с Ларисой Михайловной мы сортируем письма по четырем емкостям – по числу почтальонов, отвечающих за определенный участок.

Корреспонденцию будут разносить уже после обеда. Помимо писем, это газеты и журналы. Один из самых тяжелых для почтальонов дней – четверг, когда сразу несколько изданий, федеральных и региональных, выпускают «толстушки». Дорогие журналы в ящиках оставлять не рискуют – люди сами приходят за ними на почту. Так надежнее. Кстати, на территории, обслуживаемой 13 ОПС, два человека выписывают газету «Вестник».

Тринадцатому отделению повезло еще и со зданием. Это бывший детский сад, который расположен настолько удобно, что почтальоны успевают разносить пенсии, зачастую опережая график.

Деньги в целях безопасности доставляют по двое. У женщин есть средства личной защиты – газовые баллончики и электрошокер (в 13 ОПС он один на четверых). На вопрос, часто ли приходится попадать в экстремальные ситуации, одна из почтальонов, Раиса Бражкина, испуганно восклицает: «Что вы! Огради нас, Господи!..» – и читает молитву.

Раиса Дмитриевна работает почтальоном не так давно. Доставка пенсий – один из минусов профессии.

— Опасно, да и родственники за меня переживают, — говорит почтальон. – А еще ходить много приходится, тяжело. Зато с людьми общаешься. Они тебя знают и с радостью ждут.

Вес сумки Раисы Дмитриевны колеблется в зависимости от дня недели. В четверг она весит больше всего. Расстояние, которое преодолевает почтальон 13 ОПС, измерить сложно. Район достаточно небольшой по площади, однако много десятиэтажек, и женщинам приходится часто бегать вверх-вниз по лестницам. Свой маршрут они проходят по нескольку раз в день.

Недавно «Почта России» провела «ребрендинг». Теперь почтальоны носят оранжевые значки, на которых изображен добродушно улыбающийся конвертик.

Специальность оператора почтовой службы получают в профессиональном училище. В тринадцатом отделении проходят практику студентки. Одна из них – Галя – сегодня пришла, несмотря на выходной. Просто чтобы помочь хорошим людям.

Девушка занята оформлением какой-то документации. Лариса Михайловна освободила для Гали свой рабочий стол, чтобы той было удобнее. Будущий оператор почтовой связи с удовольствием садится на место начальника.

— Вообще-то я собираюсь учиться на юриста, — признается Галя. – Но проходить здесь практику мне нравится.

— Тянутся к нам, — говорит про студентов Лариса Михайловна. – Может быть, потому, что мы к ним относимся очень хорошо, не ругаем.

В это время оператор, девушка по имени Таня, упаковывает посылку – в Ленинградскую область отсылаются махровые полотенца и конфеты. Все это умещается в коробку среднего размера. Посылка оклеивается специальной лентой и стикерами. Это тонкая работа. Стикеры должны быть наклеены особенным образом, чтобы у злоумышленников не было возможности вскрыть посылку, не оставив следа.

Вернемся к вашему письму, которое томилось на дне почтового ящика. Его оттуда изъяли и доставили в тринадцатое отделение почтовой связи строго по расписанию. Оператор произвел гашение марки и добавил ваше послание в пакет к другим «простым“ письмам. Их упаковывали в мешок, который вскоре будет отправлен на сортировочный пункт Ульяновского почтампта (бывший ПЖДП).

Всю ночь в типографии “ОАО ИПК ”Ульяновский Дом печати» на улице Гончарова работали станки, штамповавшие тираж газеты, которую вы держите в руках. Грузовики с кипами свежих номеров приехали в ПЖДП к трем часам утра, экземпляры рассортировали по ячейкам с номерами, соответствующими количеству отделений. В четыре часа автомобили повезли их в районные почтамты, в шесть – в городские отделения связи, в том числе в тринадцатое. Всего в области 57 ОПС, 16 почтамтов.

Серое здание бывшего ПЖДП стоит рядом с железнодорожным вокзалом. Это стратегический объект, через него проходят тонны продукции целлюлозной промышленности. Среди них – простые письма (как ваше), заказные, письма первого класса. Служебная переписка, письма «президентские» – за подписью главы государства, поздравления ветеранам войны и другим не менее достойным людям.

На участке по обработке, сортировке и обмену письменной корреспонденции не покладая рук трудятся сортировщицы, они распределяют конверты по ячейкам с номерами отделений. Именно от них во многом зависит, дойдет ли ваше письмо по назначению. Одна смена длится двенадцать часов, работа, что называется, стоячая. Здесь трудятся в основном женщины среднего возраста.

Письма, прошедшие сортировку, упаковываются и с верхнего этажа, на котором расположен участок, по специальным спиралевидным желобам спускаются в «страховой цех» на первый этаж. Там уже происходит погрузка писем на транспорт, который доставит корреспонденцию в отделение почтовой связи по месту назначения.

Особенно тщательно контролируют здесь распределение заказных писем. Возможность их потери или ошибочной доставки сведена к минимуму, поэтому, если до вас не дошло ценное послание, винить в этом, скорее всего, нужно не сотрудников сортировочного пункта.

Все письма, которые жители области отправляют друг другу, обязательно проходят через руки сортировщиц «Ульяновского почтамта». Даже если человек, проживающий в поселке Базарный Сызган, решил написать своему товарищу, дом которого находится на соседней улице.

Этажом ниже, на участке по сортировке газет и журналов, работа начинается в восемь часов вечера и продолжается до самого утра. Сюда приходят печатные издания из типографий Ульяновска, Москвы, других городов. Свежие номера должны поступить в пункт распределения до трех часов ночи, иначе не получится доставить их читателям вовремя. Задержка доставки газет, и особенно часто толстых журналов, нередко связана с тем, что невозможно вовремя их привезти из других областей. Поэтому претензии, которые граждане предъявляют Ульяновскому отделению «Почты России», обычно безосновательны.

Как и любая сложная система, почтовая служба не может избежать сбоев. Но они случаются крайне редко, и практически вся корреспонденция, как правило, доходит до адресата в срок. С недавнего времени в любом ОПС можно выйти в Интернет и даже проследить с помощью сети место нахождения вашего письма или посылки. Как это сделать, вам подскажут операторы.

Сортировщица Ульяновского поч- тампта положила ваше письмо в ячейку с номером почтового отделения, на территории которого проживает ваш любимый человек. Затем послание спустилось по желобу на первый этаж, где его вместе с другими письмами и газетами погрузили на автомобиль синего цвета с логотипом почтовой службы. И где бы ни жил дорогой вам адресат, очень скоро он достанет конверт из своего почтового ящика и торопливо развернет заветный листочек, исписанный вашим почерком.

А в это время вы будете читать свежий номер «Вестника», который вам принесла Раиса Дмитриевна в пятницу после обеда.

Автор благодарит УФПС Ульяновской области — филиал ФГУП «Почта России» за помощь в подготовке материала.