В понедельник стало известно о планах южнокорейского автомобильного концерна Kia Motors построить в России завод по производству двигателей. Компания увязывает свое решение с приходом в Россию автосборочного производства материнской компании Hyundai Motor, которая сейчас ведет переговоры об организации СП с Ульяновским автозаводом. Стороны не раскрывают детали обоих проектов, однако уже сейчас ясно: корейский автопром всерьез заинтересовался перспективой прихода на российский рынок.
Российские движки от Kia Motors
О том, что компания Kia Motors рассматривает возможность строительства в России завода по производству двигателей, сообщило вчера агентство РБК со ссылкой на источник в компании. В российском представительстве корейской компании на просьбу «Известий» прокомментировать эту информацию ответили отказом. Однако известно, что строительство такого завода в Kia Motors считают возможным в том случае, если концерн Hyundai Motor примет решение о создании в России собственного автосборочного предприятия. Hyundai Motor владеет сегодня 51% акций компании Kia Motors.
На прошлой неделе стало известно, что концерн Hyundai Motor начал переговоры с компанией «Северсталь-Авто» о создании совместного предприятия по сборке корейских автомобилей на Ульяновском автозаводе (УАЗ). Об этом сообщило агентство Dow Jones со ссылкой на источник в корейской компании. Корейцы планируют запустить производство в 2005 году и выпускать 100 тыс. машин в год. Речь идет о микроавтобусах Starex и внедорожниках Terracan. До сих пор сборкой корейских автомобилей в России занимались отечественные компании. Таганрогский автозавод (ТагАЗ) выпускает две модели Hyundai – Accent и Sonata, калининградский «Автотор» занимается сборкой автомобилей Kia, а с 2005 года «ИжАвто» начнет сборку автомобилей Kia Spectra. С появлением же в России собственного производства Hyundai перспективы появления на рынке крупного корейского поставщика комплектующих становятся более реальными.
Hyundai и УАЗ
Корейцы давно искали партнеров в России. В августе этого года замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин заявил «Известиям», что ведутся переговоры «с представителями корейских автоконцернов, которые проявляют интерес к российским производственным площадкам». Сорокин не стал называть возможного инвестора, но уже тогда было понятно, что кандидат на эту роль один – Hyundai Motor.
В «Северсталь-Авто» подтвердили, что корейцы проявили интерес к УАЗу, но, по словам представителя компании, «переговоры пока находятся в самом зачаточном состоянии». «Не так давно мы получили от корейцев предложение рассмотреть возможность сборки на Ульяновском автозаводе корейских машин. Мы это предложение изучаем и никаких прогнозов относительно его реализации делать не можем», – заявили «Известиям» в пресс-службе «Северсталь-Авто». В компании Hyundai Motor тоже не хотят делать прогнозы.
«Известиям» все же удалось узнать некоторые подробности совместного проекта. «На первоначальном этапе речь может идти лишь об организации отверточной сборки корейских автомобилей на мощностях ульяновского завода, целью которой является главным образом снижение таможенных платежей на поставляемые в Россию автомобили», – рассказал нам источник, близкий к переговорам. По его словам, выбор моделей был сделан руководством автозавода, поэтому нет ничего удивительного в том, что стороны сошлись на Starex и Terracan. Производитель микроавтобусов и внедорожников УАЗ заинтересован в обновлении модельного ряда и производственных технологий.
Опрошенные «Известиями» эксперты согласны с тем, что Starex и Terracan массовыми моделями назвать нельзя. «Я очень скептически отношусь к перспективе производства в России какой-то немассовой модели – в России надо собирать популярные и недорогие машины, – говорит директор проектов консультационной компании ПАКК Игорь Данилов. Однако, по его словам, в решении УАЗа все же есть резон. «Terracan, несмотря на свою дороговизну (у московских дилеров автомобиль стоит от $35 тыс.), да и Starex являются для УАЗа «профильными» моделями. Кроме того, УАЗ получит возможность адаптации «корейской практики» управления к своему производству», – заявил Данилов.
Для запуска в производство корейских моделей «Северсталь-Авто» построит новый завод. Еще в начале года генеральный директор компании Вадим Швецов объявил о том, что в ближайшее время по соседству с корпусами старого завода начнется строительство новых помещений для автомобильного производства полного цикла. «Сегодня эти планы остаются в силе, мы изначально подразумевали, что на новом заводе могут собираться несколько иностранных моделей», – подтвердили «Известиям» в «Северсталь-Авто».
На этой неделе в России с визитом находится президент Южной Кореи Но Му Хен. В его делегации – представители Hyundai Motor. Возможно, после российско-корейских переговоров станут известны детали новых совместных автомобильных проектов.