Всё чаще приходится слышать, что федеральный Закон «Об обороте земель сельхозназначения» выглядит очень уж либерально-демократическим. Достаточно сказать, что муниципальным властям вообще не дали права контролировать землю. И это притом, что земельная реформа является одним из ключевых для российского крестьянства вопросов. И что в итоге? Пришли инвесторы, скупили паи по дешёвке, проще говоря, оболванили народ, прежде всего, пенсионеров, на том всё и кончилось. Ни тогда, в начале 90-х, когда всё начиналось, ни сегодня муниципалитеты сделать ничего не могли и не могут. Идёт время, а ситуация не меняется. Будет ли принят Закон во втором чтении? Действительно, вопрос о земельной реформе «завис» основательно. Исполнилось 20 лет, как мы пытаемся что-то сделать. А результаты плачевные. До сих пор 82% земель сельхозназначения в целом по стране юридически не оформлены. Не избежала этой участи и Ульяновская область. Здесь, как и в других регионах, за дело изначально взялись беспредельщики из различных контор и конторок. Они бодро принялись за изъятие земель сельхозназначения, незаконное их приобретение и оформление, проще говоря, в открытую занимались рэкетом. Достаточно упомянуть о спорах прошлого года в Инзенском и Мелекесском районах, связанных с дележом урожая и получившим огласку на всю страну. Это, признаться, вызывает тревогу. Противоречия в законодательстве, в свою очередь, становятся причиной низкой ответственности владельцев и арендаторов за эффективность использования земель сельхозназначения. Многие участки фактически брошены на произвол судьбы, не обрабатываются, не обкашиваются и не опахиваются, а в итоге, как показало минувшее лето, становятся причиной пожаров. Совсем нет ясности в вопросе о так называемых выморочных землях, то есть невостребованных, по разным причинам утратившим своих хозяев. Понятно, что надо действовать по закону. Но попробуйте провести общее собрание собственников земельных паёв. Сами по себе они собраться не могут. Действия их инициативных групп могут быть оспорены. Как говорит председатель аграрного комитета Госдумы России Валентин Денисов, есть предложение наделить правом собирать такие собрания органы муниципальной власти. В таком случае они получают право влиять на ситуацию и доводить дело до логического конца. При изъятии земель именно муниципалитеты могли бы ими распорядиться и решать, кому из эффективных собственников и на каких условиях они могли бы быть переданы. Но было бы предложено, а будет ли исполнено, это большой вопрос. Изменения в Закон «Об обороте земель сельхозназначения», связанные, в том числе, с защитой прав собственников земельных паёв, приняты в первом чтении ещё год назад. Понятно, что сильно опоздали. Однако, как оказалось, принять мало, надо ещё и «продвинуть». А вот с этим как раз большие проблемы. Депутат не скрывает, что продвинуться к принятию Закона во втором чтении до сих пор не удаётся: оппоненты на уступки не идут. Есть, например, категория очень влиятельных федеральных чиновников, которые озабочены либерализацией перевода земель сельхозназначения в категорию промышленных. Они никак не желают признавать, что в регионах, в том числе в Ульяновской области, совершенно другие проблемы, цена земли и отношение к ней в отличие от Подмосковья. Невозможно всё застроить, тем более что денег на строительство у сельчан попросту нет. Земли вокруг мегаполисов и областных центров – это другое дело. Сегодня, например, одна очень шустрая команда буквально вцепилась в земли ОПХ «Тимирязевское». Интерес понятен и объясним: пригород Ульяновска, стратегическое направление по «Волжскому транзиту», главное, есть коммуникации. Одним словом, строй, сколько влезет, и живи. Тем более что в Ульяновске, похоже, не осталось ни пяди свободной земли. Действительно, сплошь и рядом громадные застройки, смешение стилей, эпох, нелепица и безвкусица не оставляют от старого Симбирска камня на камне. Впрочем, наш разговор несколько о другом. Другую категорию влиятельных людей не устраивает даже четырёхкратное повышение ответственности за неэффективное использование земель сельхозназначения. Напомним, что первоначально её предлагалось установить в 50-кратном размере. Вполне очевидно, что идёт мощное лоббирование интересов владельцев, которые скупили землю и не желают за неё платить. Не исполняется даже прямое поручение президента и премьер-министра страны такой закон принять. О чём тогда можно говорить? Позиция инвесторов Вопрос запутан до предела. Дело доходит до того, что некоторые пайщики вынуждены отказываться от своих земельных наделов: денег от аренды паёв они не получают, сено, фураж и даже солому инвесторы в отдельных районах выдавать напрочь отказываются. Так было и в Сурском районе. Люди жалуются: инвесторы работать с ними не хотят, а если что-то и выдают, то сущие крохи. Если кто-то считает, что нарушения договорных обязательств стали возникать вчера или сегодня, тот глубоко ошибается. Проблемы начались с первого же дня прихода инвесторов в наш регион. В этой связи вспоминается скандальная история с ООО «РуснРусСантимир, вошедшим на земли Заволжской зоны. Не успел этот «пионер» инвестдвижения, что называется, освоиться на новом месте, как люди взбунтовались: инвестор никак не желал рассчитываться с ними по своим обязательствам. Дело приобрело скандально громкую огласку. Вынуждены были вмешаться губернатор Сергей Морозов и председатель ЗСО Борис Зотов. Автор этих строк был свидетелем «разборок» на самом высоком уровне. Скандал тогда замяли, но, как выяснилось, ненадолго. Недавняя беседа с исполняющим обязанности главы администрации Старомайнского района Олегом Болдыревым тому прямое подтверждение. Олег Анатольевич говорит об этом без особой охоты, но силы держать в себе накопившееся недовольство у него явно на исходе. Судя по всему, инвестор изначально почувствовал себя хозяином положения. Действительно, региональные власти наделили его практически неограниченными правами. Полагаем так, что имело место желание побыстрее «срубить деньжат». Была предпринята попытка взять земли пайщиков в долгосрочную аренду с последующим приобретением права на них. Но вмешался район, попытку отбили, ООО «РуснРусСантимир», потерпев неудачу, заметно охладело к работе с землёй. Начались какие-то непонятные эксперименты типа безотвальной обработки земли, такое, кстати, есть и в Сурском районе, пошли даже разговоры о непорядке с выплатами налогов и предбанкротном состоянии … Олег Болдырев так и говорит: «Проблемы с ним, как и в Новомалыклинском районе, начались с первого же года вхождения к нам. Обещал много, а в итоге дела у него идут с каждым годом всё хуже и хуже». Насколько нам известно, далеко неблестяще идут дела ещё у одного крупного инвестора, которым является компания САХО. Злорадствовать по этому поводу вовсе не хочется: области, пайщикам, прежде всего, от этого не легче. Есть здесь и ещё один тревожный момент. В условиях страшной засухи, когда владельцы ЛПХ практически остались без кормов, а федеральные деньги стали приходить с опозданием, они вправе были рассчитывать на помощь инвесторов, которым передали свои земельные паи. Не получая её, они встают перед выбором: оставлять скотину или выводить её со двора? Последний вариант для многих видится единственным выходом. Если частник начнёт «сбрасывать» дойное стадо, на его восстановление потребуются годы. За это время большинство частников успеет почувствовать вкус «лёгкого хлеба». Действительно, зачем держать на подворье скотину, когда много проще сходить в магазин и купить всё, что тебе требуется: молоко, мясо, хлеб… Если же учитывать, что сегодня ЛПХ дают львиную долю сельхозпродукции, то ситуация выглядит катастрофической. Потерять в личных подворьях производство свинины и птицы – полбеды, потерять коров – сущая беда. Их надо спасать. Но кто это будет делать и когда? Вопрос без ответа. Валентин Денисов, например, признаёт: «Договоры с людьми, берущими землю в аренду, заключаются не в пользу собственника пая. Нужна ревизия законов в этой части». Кто бы спорил! Другое дело, что нам не хватило предыдущих 20 лет, чтобы решить этот вопрос. Так будет ли он решён вообще? Ответ на него сегодня, похоже, не знает никто. Виктор Никитин Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Мудагалочка
То что сделали с землей наши вертикальновыстроенные чиновники – это преступление против собственной страны. Наша власть повела себя как мелкий шкурник, если не сказать как мородеры, которые дорвались до оккупированной территории, по сути, отдали землю на разграбление, которое продолжается по сей день!
Вся эта профанация с изображением местного самоуправления – не более чем очередное издевательство над демократией наших властей. Какое к чорту управление, когда у муниципальных властей по сути нет никаких рычагов, им дали полномочия, а обеспечения этих полномочий нет, потому что все в центр уходит, все ниточки ведут в Кремль, только там у нас сидит один единственный и неповторимый, который своим «гением» менеджмента довел страну до такого, что велел веб-камеры развесить чтобы самому следить за строительством домов для погорельцев.
Представляете насколько неэффективная выстроена модель власти, что все даже самые бытовые и мелкие вопросы может решить только ОДИН человек, только он САМ может проконтролировать выполнение своих поручений – это вы называете построением демократии???? Господа, имейте совесть, господа! Признайте что мы строили, строили и построили самый примитивный деспотизм, даже при Иване Грозном на Руси была более продвинутая система управления, чем сейчас… ((
111
С местным самоуправлением кое-где всё в порядке. Прав Денисов. Надо передавать полномочия на уровень районов. Всё будет нормально.
Мудагалочка
да полномочий у них и так выше крыше!
полномочий полно, денег нет, чтобы их осуществлять
раз уж обозначилось в качестве примера с погорельцами – вот яркое проявление нашей системы, полномочия обеспечивать пожарную безопасность в своих населенных пунктах у глав остались, а вот денег чтобы рынду купить нет, их все Центр прибрал, такие правила, а потому что все вертикально, а чтобы на местах не воровали деньги, их все велено в общак сдавать, там есть кому присмотреть за ними.
111
Вы правы, но управление землями не столь затратно.