Завершившийся VII фестиваль областных театров «Лицедей» оставил целый ряд вопросов. Главный из них – быть ли вообще этому фестивалю, и если быть, то – каким. В такой постановке вопроса нет ничего трагического. В конце концов, в России ежегодно рождаются и умирают фестивали, особенно региональные. Как говорилось в одной телерекламе, «время стирает города и цивилизации», да и банка, который заказал эту рекламу, давно нет – не пережил кризиса. Вот и «Лицедей», по-моему, достиг кризисной точки. Настаиваю, что это ни хорошо, ни плохо, а просто так есть. Кризис указывает на необходимость перемен. Если их не будет – жизненный цикл фестиваля завершится. Если будут – жизнь продолжится на новом витке. Перечислю признаки, которые, на мой взгляд, указывают на этот кризис.
1. Слабая конкуренция. Несмотря на то, что «Лицедей» – это в первую очередь «выставка достижений» театров области за минувший год, но конкурс все же предполагается, поэтому работало жюри. Так вот на этот раз любой, кто следит за театральной жизнью области, мог бы легко предсказать победителей в основных номинациях. По этой же причине жюри спорить не пришлось, в данном случае – к сожалению. Быстро разобрались: лучший спектакль – «Месяц в деревне» (Ульяновский театр драмы), самое яркое впечатление фестиваля – спектакль «Чудесные странники» (театр-студия «Enfant-Terrible»), лучшее музыкальное оформление – оригинальная музыка Григория Гоберника к спектаклю «Месяц в деревне», лучшее художественное оформление – «Принцесса Турандот» (сценография Эльвиры Ковалевой, костюмы Кристины Константиновой) того же облдрамтеатра. Как видно, дерзко потягаться с тяжеловесом – областным театром драмы – смог только «EnfantTerrible». У областного театра кукол были бы отличные шансы получить какого-нибудь «Лицедея», если бы он выставил на конкурс спектакль «Фрекен Жюли» или «Гадкого утенка». Благодаря приглашенным режиссерам прогресс кукольников был заметен и замечен, но «История о чайке и коте…» показалась несколько тяжеловесной, хотя и проводит важную идею об ответственности «за тех, кого приручил».
Про остальные театры можно сказать, что они представили на фестивале не лучшие спектакли, а то, что было (иногда казалось – то, что подвернулось под руку). Их общий грех – нехватка действия или практическое его отсутствие по причине иллюстративной режиссуры, которая всего лишь переносит текст на сцену – и все. Актеры говорят слова, на сцене ничего или почти ничего не происходит, от этого все так вязко и утомительно и за текстом следить трудно. Особенно очевидным это стало на фоне великолепного антрепризного спектакля «Двое на качелях» в исполнении москвичей Татьяны Арнтгольц и Григория Антипенко: казалось бы, тоже «разговор-ная пьеса», но – глаз не оторвать, столько всего происходило на сцене за эти два часа.
Так в чем же дело? К местным актерам претензий, кстати, нет. Артисты димитровградского «Подиума» вполне органичны, но «Антракт» Александра Марданя – не лучшая вещь для постановки: литературные штампы, длиннющие разговорные сцены без движения, неуклюжая композиция. Еще утомительней был «Девичник-CLUB» в исполнении Димитровградского театра имени Островского. Содержание пьесы сводится к одной фразе – «Пусть мертвые хоронят мертвых», и два часа статичного бездействия, преимущественно в глубине сцены – многовато для иллюстрации одной житейской мудрости. В той сценической иллюстрации «Кота в сапогах», которую показал театр «Nebolshoy», Кот, как видится, просто всех обманул: и сам прибарахлился, и хозяина сделал богатым, женил его на царской дочке. Какая тут идея для юных душ: хочешь жить – умей вертеться? Жюри отметило лишь забавного Короля в исполнении Николая Авдеева, создавшего живой характер. Театры, которые ведут «натуральное хозяйство», замкнуты на себя и заняты аутотренингом – «у нас все хорошо-о-о…», – впадают в кризис. Выход – только в его осознании.
2. В который уж раз «Лицедей» пересекается по времени с музыкальным фестивалем «Мир, эпоха, времена». «Лицедей» всегда проходил в марте и был приурочен ко Дню театра. Музыкальный фестиваль у нас традиционно – десятилетиями! – проходил в апреле. В прошлом году его перенос на март объяснили тем, что приглашенные артисты смогли «подогнать» свои гастрольные графики только к марту. Получается, что филармония и музыканты «переиграли» театр в борьбе за внимание власти и за ресурсы? Наверняка оба фестиваля «позаимствовали» друг у друга часть зрителей. Это бич Ульяновска – у нас событий то пусто, то густо. Не хватает планирования и согласованности. Там, где «вертикаль» реально нужна, ее нет.
3. Хотя председателем жюри «Лицедея» была министр искусств Татьяна Мурдасова, а его членом – начальник управления культуры мэрии Ульяновска Елена Топоркова, обеих на фестивальных просмотрах не было, не участвовали они и в итоговом заседании жюри. Понятно, люди занятые, но что дало фестивалю их номинальное участие в жюри – непонятно. Отношение власти – еще один элемент кризиса.
Подводим итоги. «Лицедей» был задуман как внутренняя премия облдрамтеатра. Став региональным, «Лицедей» сделал несколько важных вещей: показал театры области друг другу и диагностировал их самочувствие; объяснил Ульяновску, что в Димитровграде тоже есть театры; открыл новый яркий коллектив «Enfant-Terrible»; дал театрам возможность морально поощрить свои коллективы; познакомил ульяновцев с несколькими московскими театрами; подтвердил, что у нас очень доброжелательный зритель, который хлопает даже тем, кому не стоило бы.
Теперь жизненный цикл завершен. Очевидно, что в области просто недостаточно профессиональных театров, чтобы составить из них целый фестиваль. Что дальше?
Если «Лицедей» никому не нужен, кроме драмтеатра, то надо вернуться к первоначальному «домашнему варианту», к премии для своих.
У драмтеатра останется два других фестиваля «гончаровский» и новый, «карамзинский». Этого более чем достаточно.
Думаю, если будет решено, что «Лицедей» области все-таки нужен, то потребуется серьезное переформатирование. Вот предложения и варианты развития. Проводить фестиваль не ежегодно, а раз в два года. Заранее отсматривать и отбирать спектакли, чтобы поднять их общий уровень. Может быть, придать фестивалю «тематичность». Возможно, сделать «Лицедей» открытым, привозить интересные (хотя бы камерные, на один вечер) коллективы из соседних регионов. Приглашать профессиональное жюри со стороны. Организовать параллельное «молодежное» жюри. Устраивать мастер-классы и профессиональные разборы спектаклей силами критиков. На все это потребуются средства. Один драмтеатр такого не потянет. Стало быть, нужна либо господдержка, либо стабильное и массивное спонсорство.
Сергей Гогин