Что такое противостояние властей, жители Ульяновска знают не понаслышке – сколько лет терпели это явление на своей шкуре, замерзая зимами в нетопленных квартирах, вшивея без горячей воды в жаркие летние месяцы.
И все это под аккомпанемент мэрско-губернаторских перепалок, громких, но пустых заявлений со слезой в голосе. Противно это, когда паны дерутся, а у холопов чубы трещат. К сожалению, с установлением мирных и конструктивных отношений между нынешними властями города и области, ситуации, при которых будет вновь и вновь возникать противостояние властей, не ушли в небытие. Наоборот, их стало гораздо больше. И испытать все их “прелести” предстоит теперь почти всем жителям области…
Если кого и минует чаша сия, то это жителей Новоспасского и Цильнинского районов. Почему? Мы скажем об этом чуть позже, а пока поясним, на чем основаны наши мрачные прогнозы.
Майские выборы депутатов муниципальных образований проходили в нашей области по знаменитому 131-у закону. Который предписывает народным избранникам выбирать Глав районов из своего состава. Все вроде бы нормально, – одним выстрелом двух зайцев убиваем и не тратим деньги еще и на прямые выборы глав. Правда, депутатов получается многовато – 1800 ртов, не считая сидельцев городской Думы и законодателей из ЗC. Но нам ли привыкать нахлебников кормить, – одних чиновников развелось, что тараканов и ничего, кормим! Только в законе, скроенном на западный манер, кроются такие подводные камни, о которые разобьет лоб не один глава района. Да что там разобьет, – уже разбивают. В Инзе, например, или в Старой Майне. Дело в том, что закон порождает так несвойственное России, так мешающее нам двоевластие. Каким образом, спросите вы? Да очень даже просто. По нему, по закону то есть, получается, что депутаты, выбрав Главу района, совсем не обязательно наделяют его реальными властными полномочиями. И если кто из новоизбранных глав этого еще не понял, то им же хуже – потом труднее будет свыкнуться с ролью свадебного генерала или, если хотите, шерстяной королевы – при чине и регалиях, со скипетром и в мантии, но без власти. А власть в виде бюджетов и печатей депутаты могут отдать кому угодно, назначив на должность Главы администрации района любого человека безо всяких выборов. Хорошо, если человек окажется дельным, но уже появившийся опыт показывает, что в Главы администраций подкупом, посулами, угрозами, опираясь на поддержку влиятельных вельмож лезут далеко не самые уважаемые и популярные люди.
Возьмем ту же Инзу. Избиратели хотели видеть Главой района Татьяну Ребровскую и искренне радовались, когда ее главой избрали. Но, как говорится, недолго музыка играла, – Главой администрации района депутаты – подкупленные или запуганные – избрали некоего господина Шугаева, который много раз подряд “пролетал” на выборах, что та фанерка. Вот те, бабушка, и Юрьев день, вот тебе и демократические выборы – реальную власть над районом вручают не все его жители, а жалкая кучка депутатов, невесть кем себя возомнивших.
Естественно, что Главы районов, особенно те из них, кто у власти уже был, не захотят делиться полномочиями и будут биться за них не на живот, а на смерть – это Ребровская в отставку подала, другие, думается, так легко не сдадутся. И начнется изнурительная грызня. А что выпадет в осадок? Район. С его экономикой, финансами и жителями. Которые будут только бедствовать, это уже проверено на опыте жителей областного центра.
В самом начале мы сказали, что сей участи могут избежать только цильнинцы и новоспассцы. Дело в том, что они выбирали своих глав не по 131-у закону, а по старинке, прямым голосованием. И никакого раздрая, никакого двоевластия в своих уделах Рамазанов с Вражновым не допустят.
131-й закон должен вступить в полную силу с первого января 2006 года. Но уже сегодня известно, что дата эта будет перенесена на три года. Выходит, поторопились мы, обрекая себя на положение холопов, у которых чубы трещат?…