Система здравоохранения и ЖКХ – наиболее проблемные, по мнению ульяновцев. Таковы результаты проведенного ОГКУ «Аналитика» исследования конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона.

В ходе исследования было опрошено 500 ульяновцев разного социального статуса, рода деятельности и возраста.

Наиболее широкий выбор предложений население видит в сфере торговли продуктами питания (средний балл оценок по 4-балльной шкале 3,01), услуг сотовой связи (2,96), продаж лекарственных препаратов (2,91) и интернета (2,89). Напротив, отсутствует конкуренция в образовательной сфере, в особенности услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (оценка 2,06), детский отдых и оздоровление (2,17), дополнительное образование (2,37). Половина участников исследования указала на недоступность медицинских услуг (оказываемых как частными, так и государственными учреждениями). Также недостаточно предложений на рынке услуг в сфере культуры (2,44), услуг ЖКХ (включая управление многоквартирными домам) и дошкольного образования (2,56). Причем в течение последних трех лет положение в проблемных сферах, по оценкам респондентов, лишь осложнялось: магазинов и аптек все больше, а медицинских, детских и культурных учреждений не прибавляется.

Говоря о качестве предоставляемых товаров и услуг, ульяновцы вновь сетуют на медицину (1,95 балла), довольны которой лишь 24 процента опрошенных. Также в аутсайдерах – услуги по управлению многоквартирными домами (2,41), в сфере детского отдыха и оздоровления (2,44).

Недовольны жители области и уровнем цен. «Особенно высока неудовлетворенность ценами на услуги ЖКХ (1,59 балла), стоимостью лекарственных препаратов (1,61), медицинских услуг (1,62), услуг управляющих компаний ЖКХ (1,63), ценами на продукты питания (1,73), одежду и обувь (1,77), бытовую технику (1,85), говорится в отчете ОГКУ «Аналитика». Скорее довольны опрошенные расценками на услуги сотовой связи (2,8) и интернета (2,71).

Свою оценку развития конкуренции в регионе давали представители бизнеса. Исследование показало, что социальное самочувствие предпринимателей «характеризуется далеко не оптимистичными настроениями» – 31 процент опрошенных охарактеризовали свой бизнес как неуспешный и лишь 26 процентов – как успешный.

В сравнении с результатами исследования 2014 года отмечается снижение выраженности таких препятствий для бизнеса, как налоговые ставки и недостаточная квалификация сотрудников. При этом растет негативное влияние политической и экономической нестабильности в стране (доля отметивших эту проблему респондентов увеличилась с восьми до 12 процентов). Также предпринимателей беспокоят высокая конкуренция, отсутствие доступа к финансированию и низкая платежеспособность населения.

Только 11 процентов опрошенных считают, что нынешняя среда благоприятствует организации и ведению малого бизнеса, а 51 процент предпринимателей уверены, что бизнес существует не благодаря, а вопреки.

Дмитрий Минаев