В Российской Федерации 745 моногородов с численностью населения от 10 до 50 тысяч человек. Из них 80 приходятся на Приволжский федеральный округ. Недавно список моногородов страны существенно пополнился. Приказом министра регионального развития России Игоря Слюняева от Ульяновской области в него включены города Инза и Новоульяновск, а также Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района. Таким образом, после внесённых изменений к монопрофильным муниципальным образованиям страны теперь относятся 329 населённых пунктов.
Сразу же оговоримся, что в России до сих пор нет единого реестра моногородов, как нет и чёткого понятия «моногород», а также единой системы нормативно-правовых, административных и экономических мер по решению их проблемы. В Российской Федерации понятие «моногород» схоже, чаще всего, с термином «город-завод». Для понимания проблемы будем ссылаться на мнение эксперта факультета региональной экономики и управления Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета Ольги Амельченковой. Она даёт такое определение: «Моногорода – это населённые пункты, бюджеты и основные доходы населения которых зависят от одного или нескольких схожих предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка».
Минрегионразвития выделяет основные направления государственной поддержки моногородов России. В их основу легли три стратегии. Первая: закрытие населённого пункта с переселением его жителей в том случае, если город признан неперспективным. Вторая: перепрофилирование моногорода на открытие новых производств. Третья: государственно-финансовая поддержка моногородов, находящихся в критической ситуации. Как увидим несколько позднее, моногорода Ульяновской области больше подпадают под третью категорию.
Эксперты упомянутого нами университета классифицируют моногорода по нескольким признакам: численности населения – малые средние, большие, крупные, крупнейшие. Формально, чем меньше моногород, тем более в тяжёлой ситуации он находится. Моногорода нашего региона относятся именно к таким. Экономика крупного города более устойчива. Помимо того, моногорода классифицируются по отраслевой, промышленной и непромышленной принадлежности. А также по степени удалённости от крупных экономически развитых центров, способу «зарождения» критической ситуации, перспективам развития, то есть как перспективные и неперспективные.
Свои критерии выработало и Минрегионразвития. Так, например, больше четверти всего населения моногорода должно работать на одном или нескольких связанных между собой предприятиях. Либо половина всей промышленной продукции города должна выпускаться на таком производстве. Или доходы от этого производства должны превышать треть всех сборов в городской бюджет. Это делается для того, чтобы более чётко определить зависимость моногорода от одного или нескольких предприятий, расположенных на его территории, и объёмы федеральной помощи.
По мнению Ольги Амельченковой, суть проблемы состоит в том, что ситуация в моногородах напрямую связана с развитием их экономики, точнее, развитием одного или нескольких расположенных на его территории градообразующих предприятий. Связь между ними неразделима. Предприятие, как правило, несёт на себе не только экономическую, но и социальную нагрузку. В таких случаях затраты на социальные нужды включаются в себестоимость продукции, что очень часто делает её неконкурентоспособной.
Но дело не только в этом. После распада СССР почти все предприятия моногородов перешли в частные руки. Ульяновская область исключения не составляет. Одни обанкротились. Другие оказались в крайне тяжёлом состоянии. Модернизация, за редким исключением, на них не проводилась. Объёмы производства заметно сократились. Произошло резкое сокращение персонала. Тысячи людей из числа уволенных оказались в бедственном положении. Часть объектов социальной инфраструктуры от предприятий перешла к нищенствующим до сих пор муниципалитетам. А так как бюджеты моногородов почти полностью зависели от собственной экономической базы, они не смогли в полном объёме выполнить свои социально-экономические функции. В результате многие важные объекты социальной инфраструктуры были закрыты или распроданы. По причине дефицита местных бюджетов повысился износ объектов сферы ЖКХ и, напротив, понизился уровень жизни населения. Соответственно этому идёт большой отток людей трудоспособного возраста, прежде всего, молодёжи и квалифицированных специалистов, что не способствует развитию экономики.
Одним из путей решения накопившихся проблем, по мнению экспертов, видится диверсификации экономики. В частности, выявление конкурентных преимуществ, обеспечение условий для привлечения инвестиций и развития малого предпринимательства в виде, например, грантов, создания технопарков и бизнес – инкубаторов. Привлечение инвестиций видится им основой подъёма моногородов. При этом инвестор может быть как внутренним, в лице предприятия, которое находится в моногороде, так и внешним, лучше всего, корпоративным.
Моногорода Ульяновской области находятся не в самом тяжёлом положении. На территории Новоульяновска, например, расположены сразу четыре градообразующих предприятия: ОАО «Ульяновскцемент», Новоульяновский завод ЖБИ, ООО «Ульяновскшифер» и «Технокром». На них занято более полутора тысяч горожан. Доля налоговых поступлений только от ОАО «Ульяновскцемент» составляет более 40 процентов.
Такой же процент составляет доля налогов, идущих в бюджет города Инза. Их дают самое крупное здесь предприятие – Инзенский деревообрабатывающий завод, в связке с которым работают некоммерческое партнёрство «Лес» и Инзенский лесхоз, а также ООО «Диатомит-Инвест». Они дают работу в общей сложности двум тысячам жителей города.
На территории Силикатненского городского поселения расположены такие крупные промышленные предприятия, как ЗАО «Силикатчик» и ОАО «Кварц». Здесь трудится более половины всего экономически активного населения посёлка. Их удельный вес от общих налоговых доходов бюджета составляет около 70 процентов. Не хочется даже думать, что может произойти, если одно из этих предприятий станет «заваливаться». Впрочем, сказанное в полной мере относится как к Инзе, так и Новоульяновску.
Внушает некоторый оптимизм тот факт, что проблемы моногородов услышаны на федеральном уровне. В Минрегионразвития, похоже, есть понимание ситуации. Здесь даже создана межведомственная рабочая группа по вопросам разработки программ развития. Проводится постоянный мониторинг состояния моногородов. На долгосрочной основе строится работа по осуществлению в них инвестиционной деятельности и созданию новых высокопроизводительных рабочих мест. Ставятся вопросы об оказании финансовой поддержки.
В свою очередь, в каждом из названных муниципальных образований разработана и принята комплексная инвестиционная программа социально-экономического развития до 2020 года. Они знают, что могут рассчитывать на поддержку со стороны правительства региона
Всё вместе сказанное позволяет говорить, что для моногородов Ульяновской области далеко не всё потеряно. Требуется только время, чтобы они прочно встали на ноги и обрели вторую жизнь.
Виктор Никитин
житель
Дело конечно хорошее по Силикатному, хорошо если оно получится, только уж больно цифры врачные, кроме этих 2 предприятий есть еще 3 промышленных предприятий, где работают силикатненцы, да и в городе работают много, а денюшки федеральные, а что если приедут, да и проверят всю представленную информацию….
жителю
Вы немного неправильно поняли, суть признания моногорода не в том, кто и где работает, а в том что бы все работали там где живут , не в москве и красноярске, а дома. По сути это создание новых предприятий и развитие имеющихся, развитие малого и среднего бизнеса с целью увеличения рабочих мест и пополнения бюджета поселения. Это временная мера позволяющая привлель инвесторов за счет федеральных льгот. И что проверять? Лучьше читайте законы.