В Ульяновске сворачивается деятельность массы фирм, которые занимались защитой в суде автовладельцев, которым полагались выплаты по ОСАГО. Эксперты считают, что высудить какие-либо деньги у страховщиков невозможно уже сейчас, и ситуация не улучшится. Полис рискует превратиться в аналог очередного денежного сбора с автовладельцев. В плюсе — сворачивание полукриминальной деятельности по организации автомобильных подстав.
Андрей (имя изменено), который несколько последних лет жил исключительно за счет скупки-продажи подержанных автомобилей и организации подстав вздыхает: «лавочку прикрыли». В его боксе в ГСК, где ещё полгода назад постоянно велась активная работа по исправлению кузовных повреждений шести автомобилей, которые он использовал для своего «бизнеса», теперь тишина. На тумбочке с инструментом — пачка копий исполнительных листов. Бизнес прикрылся.
«Судам дали негласное указание не выплачивать никаких денег по ОСАГО» – вздыхает Андрей.
Подвисли и уже просуженные компенсации. «На теме придется ставить крест» – уверен Андрей и с грустью смотрит на исполнительные листы.
Бизнес на подставах
Возможности для такого рода «бизнеса» открылись в 2012 году, когда ОСАГО, согласно решению Верховного суда, было подведено под действие Закона о защите прав потребителей. Возможность для заработка моментально оценили юристы, создавшие кучу фирм, занимающихся представительством в суде людей, чьи автомобили были повреждены в результате ДТП.
Дело оказалось выгодным — со страховых компаний удавалось получать серьезные деньги. По словам юриста Константина Толкачева, обычно в суде удавалось доказать нарушение страховщиками прав автовладельца и, воспользовавшись статьей 13 Закона о защите прав потребителей, получить со страховщика не только сумму страхового возмещения в полном объеме, но и 50% сверху. Половина этих денег доставалась фирме, которая защищала права потребителя. Кроме того, в ряде случаев страховщикам дополнительно присуживали и выплату ряда штрафов.
По словам представителя одной из таких фирм, зачастую «страховщиков удавалось развести на два конца», то есть на выплату, включая штрафы и пени, в два раза больше назначенной.
Механизм был основан на широком использовании независимой экспертизы, которая оценивала повреждения авто в гораздо большие суммы, нежели страховщики.
«Лавочка прикрылась»
«Теперь лавочка прикрылась» – отмечает наш собеседник, соглашаясь с мнением Андрея относительно негласного указания судам не присуживать выплаты по страховым делам. Фактически самоликвидировался и институт независимой экспертизы.
По словам господина Толкачева, сейчас в суде невозможно добиться ни штрафа, ни компенсации, а проводить независимую экспертизу суды поручают одной и той же ООО. Это ООО, как подозревает наш собеседник, создано не без участия самих судов, чей возможный сговор со страховщиками он подтвердил.
«А куда нам деваться?» – вопрошает сотрудник одной из фирм — страховых агентов. По словам сотрудника, пожелавшего сохранить анонимность, страховщики после вала автоподстав были вынуждены разрабатывать определенные контрмеры.
Но ведь ОСАГО, по данным страховых ассоциаций, продолжает оставаться прибыльным несмотря на этот вал?
Страховщики работают в убыток
Оказывается, официальные цифры не отражают всей ситуации. По словам нашего собеседника, реальная убыточность значительно больше, так как страховые компании выплачивают реальное комиссионное выражение агентам значительно выше тех 10% от суммы, которые предусмотрены законом. Для этого используются различные дополнительные договоры и другие механизмы. Деньги, проведенные таким способом, естественно, в официальной отчетности не отображаются. Итог — реальные убытки.
В качестве одной из мер борьбы с убытками ряд страховых компаний перестал выплачивать дополнительные комиссионные своим агентам. Понятно, что это сделало продажу полисов ОСАГО нерентабельным. В результате и возникла ситуация, когда купить полис ОСАГО без дополнительно навязанных страховых услуг (с другими комиссионными) в Ульяновске стало практически невозможно.
Кроме того, стало крайне трудно приобрести полисы ОСАГО, в которых предусматривается денежная компенсация ущерба, а не ремонт. По словам страховщика, это тоже следствие контрмер, выработанных страховыми компаниями в тех регионах, где их деятельность действительно (а не на бумаге) убыточна.
При этом на ремонт тоже надеяться не приходится. «Здесь в законах есть правовая лакуна» – отмечает господин Толкачев – «в какой срок ремонт должен быть выполнен никак не регулируется. В результате ремонта можно прождать и год».
Ни денег, ни ремонта
Не удивительно, что в этой ситуации в городе появились поддельные полисы ОСАГО, которые покупают не только по незнанию, но и вполне осознанно. «Теперь это просто бумажка, чтобы показывать «мусорам» [работникам ГИБДД — от ред.] – отмечает Андрей и добавляет, что все понимают, что «ни денег, ни ремонта теперь не получить».
Тогда зачем платить больше и переплачивать за навязанные дополнительные услуги страхования?
По-видимому, если в ближайшее время стоимость полисов не вырастет, смысла в действующем полисе ОСАГО останется немного.
А раз так, то имеет смысл воспользоваться алгоритмом, предложенным руководителем центра по защите прав потребителей Денисом Ефимовым.
По его словам, действовать следует так: распечатать заявление на получение полиса ОСАГО (форма установлена в приказе минфина номер 67) в двух экземплярах, приложить заявление на заключение договора в течение семи дней и копии необходимых документов и отослать в страховую компанию почтой. В этом случае дополнительных услуг обычно страховщики не навязывают, практически не бывает и случаев отказа в получение полиса.