Концерт в БЗЛМ 23 марта в рамках Международного фестиваля «Мир. Эпоха. Имена», объединивший творчество двух великих композиторов России и Италии, подарил нашим меломанам знакомство с музыкантами, которые впервые приехали в Ульяновск.
Программа была посвящена 140-летию Сергея Рахманинова и 200-летию Джузеппе Верди. Музыковеды отмечают присущую этим композиторам «почвенность». Вместе с тем, и Рахманинов, и Верди, взращенные каждый на земле своей родины, давно завоевали своими гениальными произведениями весь мир.
Объединил два имени и две страны в концерте дирижер Фабио Мастранжело. Он родился в Италии, там же получил образование на фортепианном отделении консерватории города Бари. Как пианист и дирижер Мастранжело обрел известность на Западе, но, оказавшись в России, влюбился в нашу страну и даже получил здесь гражданство. Он – главный дирижер оркестра Государственного Эрмитажа, постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра, приглашенный дирижер нескольких симфонических оркестров и оркестров оперных театров на Урале, в Сибири и Центральной России.
В первом отделении Ульяновский государственный академический симфонический оркестр под управлением Фабио Мастранжело исполнил Концерт №3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.
Накануне в эксклюзивной беседе с нашим корреспондентом маэстро изъяснялся на чистом русском языке и признался, что Рахманинов – его любимец.
– Рахманинов мне ближе других, – сказал, он – потому что я сам пианист, а для пианиста Рахманинов – центральная фигура. С детства начал исполнять его произведения. Когда мне было лет одиннадцать, это был Второй Концерт, потом – Третий. Мне даже довелось слушать Концерт №3 в великолепном исполнении Владимира Горовица в Нью-Йорке. Помню каждый такт его игры. Душа просто пела!
На концерте в Ульяновске это произведение было сыграно безупречно. Публика оценила и игру оркестра, заметно подтянувшегося, и игру на фортепиано Дмитрия Гордина, солиста Московской государственной академической филармонии, победителя Международного конкурса пианистов имени А. Ричмонда в Бостоне. Оркестр и солист как бы слились воедино в музыке, без слов повествующей о вечных поисках смысла жизни, о России, о любви…
Фабио Мастранжело очаровал зал экспрессивной манерой дирижирования. Это было что-то вроде балета за пультом. Под его танцевальные «па» звучание оркестра и солиста становилось более сочным и выразительным. Взлетали в музыкальном экстазе белокурые волосы дирижера, трепетали кончики его пальцев, напоминая о том, что он не кто иной, как ученик самого маэстро Валерия Гергиева…
Философскую рахманиновскую часть концерта сменила
чувственная и страстная вердиевская, украшением которой стала певица из Италии Антония Чифроне. Ее сопрано было просто великолепно. Пожалуй, это тот голос, который может родиться только на итальянской земле, с его тембром, чем-то напоминающим хорошее вино.
Чифроне представила то, что называется «большой репертуар». В ее исполнении прозвучали арии из опер Верди «Сила судьбы», «Трубадур» и «Аида», арии из опер Пуччини «Тоска» и «Мадам Баттерфляй». Оперная дива особенно растрогала слушателей арией Тоски. Ее голос выражал такое страдание, что у некоторых даже на глазах выступили слезы…
Оркестр сыграл увертюры к самым известным операм Верди, интермеццо из оперы «Манон Леско» Пуччини и интермеццо из оперы «Сельская честь» Москаньи.
Публика расходилась под сильным впечатлением, отмечая отличное, воистину столичное, качество концерта.