На прошлой неделе в центре Ульяновска во время фестиваля “Окна” открылся крупнейший в России музей наличников. За минувшие несколько дней у увидевших его вживую ульяновцев возникло немало вопросов: от того, как правильно его “посещать”, до качества реставрации экспонатов и их защиты от непогоды и холодов. Задали их организаторам нового пространства.

Экспонаты музея – всего 44 деревянных резных наличника, собранных в Ульяновске и в районах Ульяновской области во время экспедиций – установлены вдоль улицы Ленина на территории заповедника “Родина Ленина”. Сопровождаются информационными табличками с указанием, из какого места привезен наличник, его историей, рассказом о характерной резьбе для этой местности. Занималась этим проектом АНО “Кластер творческих индустрий”, которой руководит Кирилл Валов.

Один из первых вопросов у того, кто попадает в новый музей – что можно в нем делать: фотографироваться “внутри” этих окон, трогать их и так далее. Ведь, с одной стороны, на создание экспозиции были потрачены деньги, и теперь экспонаты, очевидно, имеют какую-то ценность. С другой – они доступны всем и никак не защищены.

По словам Валова, размещение наличников на улице не уменьшает их ценность – именно такой формат подразумевался, чтобы вызвать наибольший интерес у горожан. С экспонатами можно фотографироваться и заходить для этого как бы внутрь. Но, безусловно, делать это следует аккуратно.

Выставленные на улице наличники закреплены на металлические рамы, соединенные попарно. Снизу эти рамки не вкопаны в землю, а прижаты к ней небольшими бетонными блоками. Организаторы объясняют, что это непостоянные крепления и веса блоков для их устойчивости достаточно.

Нынешний формат музея – временный. В таком состоянии он должен существовать до осени. Дальнейшая его судьба сейчас решается. Нужно определить территорию, где наличники разместят уже постоянно, и способ, которым их защитят от осенней и зимней непогоды. Это могут быть какие-то козырьки над экспонатами или другие варианты.

В любом случае музей сохранит свой уличный формат, подчеркивает Кирилл Валов. Но в стационарном состоянии его экспонаты должны получить бОльшую защиту. Одновременно решается вопрос с тем, какое уреждение станет хозяином и будет следить за состоянием собранных для музея наличников. Организаторы рассчитывают передать их в руки опытных музейщиков, готовых не только позаботиться об экспозиции, но и продолжить ее изучение.

На создание музея были выделены средства Фонда президентских грантов – 3,6 млн рублей. По словам Валова, большая их часть ушла на экспедиции по поиску наличников, переговорам с администрациями сел и хозяевами домов и их эвакуации. Еще 1,7 млн рублей составил грант, полученный по нацпроекту “Туризм и индустрия гостеприимства” на проведение фестиваля “Окна” с открытием музея. Помимо этого, почти 300 тысяч рублей на реставрацию 8 наличников собрали добровольцы на специальной интернет-платформе.

Наверное, наиболее частый вопрос, который задают ульяновцы, побывавшие в новом музее – как именно проходила реставрация. Многие ожидали кропотливой работы, очистки от старых гвоздей и других деталей, консервации и так далее. “А дерево просто заново покрасили”, – отмечают они.

“Полноценная реставрация одного наличника стоит от 200 тысяч рублей и занимает немало времени, – отвечает Кирилл Валов. – В нашем случае мы спасали наличники с нежилых, руинированных домов. То есть они были в соответствующем состоянии. Все их очистили, старую краску убрали. Где требовалось, восстановили утраченные детали”.

По его словам, подобные вопросы возникают у тех, кто ожидал увидеть музей в привычном смысле этого слова, а его экспонаты воспринимал практически как объекты культурного наследия. Но для такой работы нужно было бы в десять раз больше времени и денег, отмечают организаторы. Возможно, этот труд возьмут на себя музейщики, которые примут экспонаты на свое попечение. Тем более, что собрано было не 44, а больше 80 наличников. Не попавшие на выставку экземпляры еще ждут, чтобы их привели в порядок, но сейчас на эту работу нет средств: организаторы уже перевыполнили заявлявшийся план по числу восстановленных экспонатов.

При этом, по словам Валова, 90 процентов наличников были заново выкрашены в той цветовой гамме, в которой их обнаружили в селах. Некоторые из экспонатов остались темными: их не красили, а покрыли морилкой. В таком состоянии они и были сняты – с заброшенных домов, которые или лишились краски со временем, или никогда ее и не имели.

Еще один актуальный вопрос – не пострадает ли музей под открытым небом от вандалов. Слишком уж часто в последнее время в Ульяновске портят объекты благоустройства и даже памятники.

В ответ на него Кирилл Валов разводит руками – организаторы с этим ничего не могут поделать – и начинает объяснять, почему и для чего он с командой взялся за создание музея:

“Проблема в том, что это ценно и это надо сохранить… Это наша история, которая исчезает прямо сейчас. Для этого есть две причины. Первая – деревня вымирает. Вторая – антропогенный фактор – дома обшивают сайдингом, окна меняют на пластиковые – и происходит утрата”.

Организаторы музея лично сталкивались с такими пропажами. Буквально: при подготовке проекта видели в селе интересные наличники, а когда приезжали, чтобы договориться их забирать, потенциальных экспонатов уже не было.

По оценке Валова, это очень быстро идущий процесс. И, если в Ульяновске еще не всем понятна необходимость сохранять образцы деревянной резьбы, то в ней убедились в других регионах. Так, практически все деньги на ремонт наличников на краудфандинговой платформе были собраны иногородними жителями.

Впрочем, во время фестиваля “Окна” тема сохранения резной истории ульяновских сел нашла отклик и горожан. Взрослые – 30-40 летние, рассказывают организаторы, вспоминали, что в их деревнях окна были украшены именно такой резьбой. А младшее поколение смогло вживую увидеть, что такое наличник – как выяснилось, многие прежде этого термина не знали.