К предстоящему в этом месяце 100-летию кинотеатра «Художественный», куда бегали смотреть кино еще прабабушки и прадедушки сегодняшних молодых горожан, 11 января был устроен просмотр нового российского фильма «Продавец игрушек».
Представил его публике режиссер, народный артист России Юрий Васильев.
Это известный кино- и театральный актер. Ставит спектакли в Театре сатиры в Москве. В столице у него именной частный театр. Преподает в Российской академии театрального искусства. «Продавец игрушек» – режиссерский дебют Васильева в кинематографии.
Как выяснилось, фильм был снят два года назад, но только сейчас он дошел до российского зрителя. По этому поводу его создатель посетовал:
– Приходится наблюдать странное чиновничье отношение к отечественному кино. Сейчас на всех уровнях говорят, что его нужно продвигать. Но при этом экраны заполонили американские фильмы…
– Хотелось сделать доброе новогодне-рождественское кино для семейного просмотра, – рассказывал он на встрече в кинотеатре «Художественный». – Надоело, в конце концов, что Россию представляют грязной, а людей – злыми.
В результате 38 съемочных дней в Москве, Подмосковье и Париже получилась сказка. В ней молодой француз, с русскими корнями, продавец игрушек, приезжает в Россию. Здесь с ним случаются невероятные приключения. Он находит настоящую любовь и фамильные сокровища. Романтика и прагматизм сталкиваются в его душе. Но, как и полагается тому быть в сказке, все заканчивается счастливо.
Интересно, что в основу сюжета легли некоторые реальные факты. Автор сценария Виктор Добросоцкий, он же и автор пьесы, которая была поставлена в Театре Юрия Васильева, отдыхал как-то в санатории, где увидел пару: мама с взрослым сыном, приехавшие из Парижа. Они ходили с важным видом, потому что до революции эта усадьба принадлежала их предкам-князьям. Когда с ними завязался разговор, выяснилось, что молодой человек работает во французской столице… продавцом в универсаме.
Вторая история, поразившая Добросоцкого, тоже нашла свое отражение в сюжете. У него был друг, который рассказывал, что его 30-летняя дочь всерьез говорила, что выйдет замуж только за принца. Эти ее иллюзии, естественно, приводили в отчаяние отца. Однажды этот друг приходит к Добросоцкому в гости и признается: «Я ничего не понимаю в жизни!». Оказывается, дочь стажировалась в Германии и действительно встретила там самого настоящего принца…
«Если человек верит в свою мечту, то вся Вселенная начинает ему помогать», – заметил по этому поводу Юрий Васильев.
С ним самим происходили невероятные вещи, когда он сильно чего-то хотел добиться. Так было, когда он задумал поставить в своем театре спектакль «Вероника решает умереть» по книге Пауло Коэльо. Этот писатель никому не дает снимать фильмы по своим романам, даже Никите Михалкову не разрешил ставить «Алхимика». Но Васильев все-таки написал ему письмо, где высказал свое понимание его произведения. «Вероника решает умереть», на его взгляд, не о смерти, а о жизни, о том, как нужно ценить каждую ее секунду. Через неделю Коэльо прислал ответ с разрешением. Это было чудом, потому что писателю приходит больше ста SMS в минуту. Агент Коэльо в Испании отбирает самые важные и отсылает ему в Бразилию. Писатель во время своей утренней пробежки раскладывает на газоне эти послания и принимает решения, какие из писем он может удовлетворить.
– И мы поставили этот спектакль. Одна девочка потом написала мне, что полгода жила с желанием покончить с собой, не знала, как сообщить родителям, но посмотрела наш спектакль и захотела жить. Только ради этого стоило поставить «Веронику»! – убежден Васильев.
Но вернемся к «Продавцу игрушек». В этом фильме снялся знаменитый французский актер Пьер Ришар.
– Ришар, – отметил режиссер, – многим известен по фильму «Игрушка», поэтому мне очень хотелось, чтобы он сыграл и в «Продавце игрушек». Он всегда исполнял роли идеалистов, здесь же он материалист, «шоколадный король» Франции.
Конечно, съемки в Париже с Пьером Ришаром были для Васильева наслаждением. Он вспоминал:
– Этот актер очень дорого стоит, у нас же согласился работать за копейки. В нем совершенно нет «звездности»: никаких отдельных гримуборных! Он гримировался вместе с исполнителем главной роли Шамилем Хаматовым, братом Чулпан Хаматовой. Ришар обедал вместе со всей съемочной группой. Я мучился, как буду говорить ему, как играть, но он абсолютно слушался. Показательный случай был, когда Ришару дали не тот текст. Я понимал, что съемка горит, а значит – и деньги пропадают, потому что там каждая минута точно просчитана, и продюсеры за этим строго следят. Становлюсь на колени перед Ришаром и говорю: «Давайте импровизировать». Он ответил: «Давайте!». Комизм ситуации был в том, что Шамиль выучил фразы, которые отвечают на конкретную реплику. Потом Ришар мне признался, что впервые снимался, когда не знал текста, а партнер – языка.
В «Продавце игрушек» также играют Агния Дитковските и Татьяна Лютаева. Они – из спектакля. В нем же роль профессора играл и Васильев. Но в фильме не смог этого сделать, поскольку был слишком занят как режиссер, поэтому отдал свою роль Вениамину Смехову.
На вопрос из зала молодого человека, почему российская молодежь не смотрит отечественные фильмы, гость честно признался: «Не знаю!». Хотя, судя по рейтингам продаж последних дней в России, «Продавец игрушек» идет третьим после американских фильмов.
Про фильм Юрия Васильева прокатчики говорили: мы русское кино даже смотреть не будем. Потом что-то поменялось. На Берлинском кинофестивале Добросоцкий пришел в американскую фирму «Монте Кристо», занимающуюся прокатом по всему миру, дал кассету «Продавца игрушек». Через неделю они сообщили, что покупают фильм для телевизионного показа в 40 странах.
Напоследок Юрий Васильев пожелал кинотеатру «Художественный», чтобы в нем показывали только действительно художественные фильмы. А зрителям он еще раз напомнил: «Мечтайте! И пусть ваши мечты сбудутся!».