Виктория Чернышева
В следующем году в России заработает единая государственная система мониторинга и подтверждения качества продукции. Подготовкой запуска Роскачества занимается созданная при Минпромторге РФ рабочая группа. О том, что и как будут тестировать в рамках новой системы, в эксклюзивном интервью “РГ” рассказал эксперт Высшей школы экономики Антон Буланов, побывавший в Ульяновске на всероссийском ежегодном форуме “Лучший опыт – для лучшей жизни”.
– Сегодня в России существуют ГОСТы, премии, вроде “Бренд года”, “100 лучших товаров” и так далее. Однако ГОСТ и механизмы его контроля обеспечивают минимальные требования к продукции и, по сути, решают вопросы ее безопасности для потребителей – чтобы в магазины не попадали откровенно опасные для жизни и здоровья товары. “Бренд года” – это, по сути, маркетинговый инструмент: фактически производитель инвестирует в некий значок, предполагая, что потребитель будет выбирать его товар с большей охотой. Ни та, ни другая деятельность не решают задачу, которая возложена на Роскачество – выяснить, как в реальности обстоит дело с качеством продукции, и проинформировать об этом людей, – пояснил Буланов.
Роскачетсво намерено проводить веерные испытания: с полок магазинов будет забираться определенный набор продуктов определенной категории. Их передадут в специальную аккредитованную лабораторию для проведения испытаний. Продукцию при этом обезличат: на исследование отдадут не бренды, а образцы, под номерами 1,2,3… Протокол испытаний продукции, уже с названиями, будет опубликован: на официальном сайте Роскачества, в СМИ, возможно, в собственном печатном издании проекта.
– У людей появится возможность оперировать реальными представлениями о продукции. Они получат информацию не просто с упаковки: действующее законодательство оставляет производителю “люфт”, позволяющий “приукрасить” товар. Например, написать, что это “прекрасный продукт”, “экологически чистый”, “без ГМО” и так далее. Мы использовали мировой опыт: в Германии, где подобная система проверок существует уже полвека, многие потребители изучают перед походом в магазин такие исследования, считая, что они экономят им деньги, силы, а также оберегают от некачественных продуктов, – подчеркивает Буланов.
Гарантировать беспристрастность Роскачества будет выстроенная система работы и финансирование из федерального бюджета. Один из основополагающих принципов – полное отсутствие спонсоров и любой рекламной деятельности – как в журналах, так и на сайте, в мобильных приложениях и так далее. Как уточняет Антон Буланов, повлиять на работу Роскачества можно будет только через суд – в том случае, если производитель не согласится с результатами тестирования его продукции. Примечательно, что аналогичная Роскачеству немецкая организация Штифтунг Варентест за полвека ни одного судебного процесса не проиграла.
Сейчас проект находится в подготовительной стадии: ожидается, что до конца года должно выйти постановление правительства РФ, регламентирующее работу системы. На 2015 год запланировано проведение 25 веерных проверок. Продукция будет тестироваться та, которая широко известна потребителю – например, наиболее широко представлена в торговых сетях, имеет узнаваемый бренд. При этом, выборка будет идти не только в Москве, но еще и в регионах.
– Производителям отечественных товаров, которые, по результатам испытаний, превзойдут определенный уровень качества, будет предложено пройти добровольную сертификацию на получение знака качества. Продукт при этом должен отвечать двум критериям: быть российским и соответствовать повышенным требования по качеству. Также заявить об участии в добровольной (и бесплатной) сертификации российский производитель может и по собственному желанию, – пояснил Буланов. – Знак качества присвоят на определенное время – оно различно, в зависимости от специфики производства. Соответствие выпускаемой со знаком качества продукции результатам пройденных при сертификации испытаний будет контролироваться.
Главная цель создания системы Роскачества – поддержать отечественного производителя и стимулировать его к выпуску качественной продукции. Это часть большой многолетней работы Минпромторга, которая определяется понятием “Сделано в России”.
– Стратегия, в рамках которой экспортные товары имеют более высокое качество, как это было в советское время, ошибочна. Правильная модель – ровно противоположная, когда люди на своем внутреннем рынке начинают доверять продукции, сделанной в своей стране. Автоматически это доверие передается тем, кто будет готов покупать ее на внешних рынках, – отмечает эксперт.
В будущем в рамках Роскачества предполагается тестировать не только товары, но и массовые услуги – например, предоставляемые страховщиками, банками и так далее. Но для этого потребуется разработка новых регламентов.