«Корр. Недавно губернатор Сергей Морозов на Совете по продвижению чтения и поддержке книгоиздания, который прошел 12 июля, напомнил, что нынешний год – Год культуры в России, а следующий – Год литературы, предложил объявить также и Годом истории. Вас как писателя, наверно, радует столь внимательное отношение к духовному возрождению Отечества? Н. П. Увы, всё это имитация расцвета культуры в отдельно взятом регионе. И это началось даже не вчера. В последние лет семь-восемь Ульяновск, образно говоря, треплет лихорадка перманентного «культурного развития», своего рода бег на месте, суетливая имитация культурного прогресса и превращение здравого смысла в бессмыслицу. Ведь по сути губернатор повторил то, о чём судили-рядили на Литературном собрании региона ( газета «СК» от 26.04.14.) : «…в ходе заседания Литературного собрания региона. Мероприятие прошло под председательством Губернатора Сергея Морозова …главе региона представили проект «12 симбирских литературных апостолов», нацеленный на возрождение интереса к великому историческому прошлому региона, продвижение лучших образцов отечественной и мировой литературы, повышение читательской компетентности и развитие не только потребности, но и осознанного стремления к чтению через популяризацию творчества 12 симбирян-ульяновцев». Корр. Неужели от столь безграмотной и пошлой идейки «литературных апостолов» так и не отказались? Кстати, каких писателей решено приравнять к ученикам Спасителя? Н. П. Это русские поэты и писатели, литераторы, переводчики Николай Карамзин, Иван Гончаров, Сергей Аксаков, Николай Благов, Денис Давыдов, Абрам Новопольцев, Дмитрий Ознобишин, Дмитрий Садовников, Иван Дмитриев, Дмитрий Минаев, Николай Языков, Аполлон Коринфский…» Парадокс в том, что «литературных апостолов» представили на канонизацию губернатору, чем сразу (по аналогии с Христом) возвели его умопомрачительную высоту «Литературного Спасителя», обязанного теперь возглашать «любви и правды чистые ученья… «стадам пасомого народа». А по факту поставили нашего Сергея Ивановича в «положение хуже губернаторского», как сказал русский классик украинского происхождения. Корр. Как другие писатели восприняли этот странный креатив регионального Минкульта? Н.П. Наши писатели вряд ли об этом знают. Но мнение Льва Нецветаева я могу процитировать дословно. И вот что он мне написал почти три месяца назад , когда состоялась первое явление 12 апостолов: «Всё так, – сказал, прочитав мою апрельскую статью, Лев Николаевич Нецветаев. – Не раз писал о вопиющем состоянии здоровья талантливых художников Саблина и Савельева: мол, выделить бы им по тысчонке в месяц – где там! Умерли как бомжи. И памятник Савельеву никто, кроме меня, не поставит. Где только ни писал (вплоть до “Литературки”) о том, что на постаменте памятника Гончарову ещё в 1965 году была запроектирована БРОНЗОВАЯ подпись писателя – бесполезно: обойдётся Иван Александрович краской-бронзянкой, как на деревенском кладбище. Шесть лет никого не волнует вопрос экспозиции единственной в МИРЕ обширной (220 работ), удостоенной ТРЁХ ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ пушкинианы А. И. Зыкова, ПОДАРЕННОЙ им городу. И “Литературка” об этом писала – нам это пустой звук. И даже готовый к печати альбом об этой пушкиниане увидит свет разве что при полной смене всех наших властей, ибо на мои письма губернатору отвечает Татьяна Александровна: “…на 2014 год денежные средства на книгоиздание по отрасли “КУЛЬТУРА” НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ”. Видимо, в связи с названием: “Год Культуры”. Ну как тут без кавычек?.. И обезьянничанье с округлённой оцифровкой явлений истории и искусства (“100 знаменитых картин”, “100 знаменитых построек” и т.д., и т.п.), рассчитанное на узколобого западного обывателя, активно прививается в России. Но с двенадцатью апостолами – тут уж хватанули через край. Владыка Прокл, будь он жив, дал бы серьёзную отповедь. С евангельской терминологией надо бы поосторожней, а то ведь и поименовать потянет каждого апостола – так кого же на роль Иуды? Корр. Любопытно было бы узнать мнение нового владыки Феофана о возведении в апостолы, того же Николая Благова?.. Н.П. А Денис Давыдов?.. По дамской части был ещё тот ухарь. Есть у него и совсем не апостольские строки: БОГОМОЛКА Кто знает нашу богомолку, Тот с ней узнал наедине, Что взор плутовки втихомолку Поет акафист сатане. Как сладко с ней играть глазами, Ниц падая перед крестом, И окаянными словами Перерывать ее псалом! О, как люблю ее ворчанье; На языке ее всегда Отказ идет как обещанье: Нет на словах – на деле да. И – грешница – всегда сначала Она завопит горячо: “О, варвар! изверг! я пропала!” А после: “Милый друг, еще… Корр. Стихи великолепны, но… Н.П. Есть и еще одно «НО». Наш маститый краевед Ж. Трофимов воспринял креативную затейку с апостолами всерьёз и строго указал её авторам необходимость «уточнить список апостолов». По его мнению, первый переводчик «Слова о полку Игореве» на современный язык Дмитрий Иванович Минаев гораздо выше Новопольцева, однако сказочник-балагур занесён в список, а отмеченный Белинским литератор – нет. В числе «апостолов» его сын Дмитрий Дмитриевич. Несправедливо обойден вниманием писатель, драматург и публицист Валерьян Назарьев, который учился в Казанском государственном университете вместе со Львом Толстым, а в своих работах показал развитие российского села. Нельзя забывать и об острослове Ишке Мятлине, считает Трофимов. Его стихи по достоинству оценили Пушкин и Лермонтов. По мнению краеведа, число «апостолов» вполне может быть более двенадцати. Скоро могут посыпаться предложения новых апостольских кандидатур от падких на бестолковщину граждан, словом, культурный процесс пошел с «потерькой здравого смысла», как говорили наши предки. Корр. Стало быть, вы написали статью, а ее не услышали. А на последнем заседании Совета по книгоиздании подтвердили «апостольский» замах в продвижении чтения книг. Н.П. Написал, но обратился не губернатору, а к здравому смыслу: не пора ли остановиться и понять, что навязывание апостольства вряд ли понравилось бы Карамзину, Гончарову, Дмитриеву, Языкову как писателям, выше всего почитавшим Бога и воплотивших в своих произведениях нерушимые заветы, не апостольского, а христианского служения Божественной Правде и Красоте, потому что предназначение русского писателя состоит в ОЧЕЛОВЕЧИВАНИИ как отдельных людей, так и всего народа. И обещанное Спасителем обожение вряд ли возможно без его очеловечивания под воздействием русской классической литературы, которая для того и существует, чтобы удовлетворять духовные запросы народа на Красоту и Правду. Немного в жизни счастья, света, Никто своих не знает дней, Но есть призванье у поэта – Очеловечивать людей. Полотнянко Николай Алексеевич – поэт, прозаик, драматург и публицист. Родился в 1943 году в Алтайском крае. Окончил литературный институт, им. А.М. Горького. С 1973 года живет в Ульяновске. Автор 9 книг стихов, 5 исторических и 3 современных романов, 2 комедий, 5 повестей и рассказов. Лауреат Всероссийской литературной премии им. И.А. Гончарова, 2008г. Награжден медалью им. Н.М. Карамзина, 2011г. Главный редактор журнала “Литературный Ульяновск”. Председатель союза русских писателей, Ульяновск. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
объективка
http://webkamerton.ru/2014/07/poterka-zdravogo-smysla…/ это же в сетевом журнале “Камертон”.