«Пиковая дама» по повести А.С. Пушкина стала первой премьерой нового сезона в Ульяновском театре кукол им. В.М. Леонтьевой.
Это произведение великого русского классика, одно из самых востребованных в театральном мире страны, поставил народный артист России Станислав Железкин. Легендарный человек – создатель и руководитель известного в России Мытищенского театра кукол «Огниво» в Подмосковье, он стал в какой-то степени «своим» в Ульяновске, создав пару лет назад в нашем театре кукол спектакль для детей «Гадкий утенок».
«Нетленность» «Пиковой дамы» очевидна. Пушкин, отражая умонастроения общества, положил в русской литературе начало череде героев с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля». И посейчас в России пруд пруди молодых – и не только молодых – людей, ставящих, подобно пушкинскому Германну, превыше любви деньги, для приобретения которых все средства хороши.
Карты – вот та страсть, которая, по представлению героев повести и спектакля, может привести кратчайшим путем к «счастью». Игра в них, опустошающая душу, доводит до безумия, обезличивает. И потому лица актеров, играющих «вживую», скрывают маски, увенчанные роковыми «тройкой», «семеркой», «тузом». Лица кукол, которых они держат в руках, тоже застыли в одном выражении, они темны и безжизненны. И порой непонятно, кто кем управляет – актеры куклами или куклы актерами в этом действе, где мизансцены мелькают, «тасуясь» наподобие карт.
Еще один образ спектакля – паутина, которая опутывает и не отпускает участников опасной игры с Судьбой, готовя их к участи жертвы. Гибельные сети свисают с люстр, накрывают Германна, выпустившего своего демона из души на свободу.
А «паучихой» спектакля Станислава Железкина, кутающейся в паутинный кружевной палантин, стала Старая Графиня в исполнении Кларины Шадько, актрисы Ульяновского драматического театра, народной артистки России, лауреата Государственной премии, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска». Собственно, на нее и была сделана ставка режиссером.
Графиня, единственный персонаж без маски и без куклы, возведена на высокий пьедестал, с которого взирает на кипящие вокруг страсти свысока. Ей, в силу возраста и опыта, нет смысла скрывать свои мысли и чувства. Она знает цену и любви, и деньгам. Впрочем, ее маска – пугающе идолообразная, мистическая – все же появляется. Она словно является на заднике передвижного трона в тот момент, когда Графиня переходит в мир иной.
Кларина Шадько с изяществом играет своего персонажа. Актриса на глазах преображается, вспоминая минувшую молодость, и дряхлеет, возвращаясь в настоящее. Она с «двойным дном»: то вздорна и сварлива, а то мудро и с иронией взглянет со своего возвышения на тех, кто копошится внизу.
Германн в исполнении Марка Щербакова – зажатая внутри страсть, с которой невозможно совладать. Пружина Рока неумолимо раскручивается, и лестница, на которой молодой офицер умолял Графиню, судорожно цепляясь за ее паутинный палантин, выдать ему тайну трех карт, становится началом неизбежного падения вниз…
Зрителями спектакля 24 октября в театре стали старшеклассники. Как знать, быть может, для кого-то из них разыгранная история послужит в будущем чем-то вроде прививки?..
Остается добавить, что к созданию этого яркого и впечатляющего действа руку приложил художник Дмитрий Бобрович – автор костюмов, кукол и декораций. Танцы поставил хореограф Владимир Ионов. В музыкальном оформлении использовались отрывки из произведений по «Пиковой даме» Сергея Прокофьева и Петра Чайковского.
В образе страдалицы Лизы, юной и печальной, – Ольга Леонтьева. Роли заядлых картежников сыграли заслуженный артист России Андрей Козлов, артисты Вячеслав Вишенин, Максим Бизяев, Илья Фалюшин и Артем Трохинов.