В музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» в рамках проекта «Лики и лица города» открылась выставка работ заслуженного художника России Бориса Склярука.
В последние годы этот музей часто знакомит ульяновцев с малоизвестными молодыми живописцами и скульпторами. Но на сей раз взглянуть на архитектуру и историю нашего города зрителям предлагается глазами известного мастера, без преувеличения классика изобразительного искусства Ульяновска, виртуозного графика и тонкого живописца.
На протяжении долгой творческой жизни Борис Склярук не раз обращался к урбанистической теме и продолжает обращаться к ней снова и снова. И всегда – с нескрываемым восхищением от красоты зданий и улиц нашего старинного и уютного города на Волге.
К сожалению, выставочные площади музея не позволяют представить творчество этого художника во всей полноте. Тем не менее, даже небольшая экспозиция передает зрителям мощный импульс его любви к ставшему родным для него городу.
Легко узнаваемые Дом Гончарова, Дом-памятник Гончарову, Дом Языковых, Симбирская мужская гимназия, здание присутственных мест… Эти и другие с детства знакомые памятники благодаря черно-белой графике обретают особые изящество, легкость и артистизм.
Кое-что автор домысливает, и мы вслед за ним догадываемся, что в карете, въезжающей в языковский особняк, может находится сам Александр Сергеевич Пушкин.
Литография, офорт, ксилография, линогравюра… Мастер владеет почти всеми техниками графики. Его листы представлялись на областных, зональных, всероссийских, международных выставках, публиковались в центральных изданиях, календарях. А книжные знаки вошли в собрание интернационального музея экслибриса в Бельгии.
– Эти гравюры не имеют цены. Рисунки, сделанные на компьютере, живут недолго, а то, что создано руками художника, надолго его переживет, – такую оценку творчеству Склярука дали на открытии выставки его коллеги.
Сам он мечтает о том, чтобы его графическая коллекция была издана.
– Мои гравюры, – говорит он, – это готовый альбом, посвященный Симбирску и Ульяновску. Давайте вспомним, что у художника Дмитрия Архангельского в 30-е годы выпускался подобный том. У меня тема получила развитие: я запечатлевал изменения, которые происходили с нашим городом. К сожалению, издателя на такую книгу до сих пор не нашлось…
Живописная часть экспозиции тоже имеет исторический аспект. Будучи в молодости свидетелем впечатляющего своим размахом строительства Ленинского мемориального центра, Склярук не мог не запечатлеть этот важный период в жизни Ульяновска. На одной из картин на выставке можно увидеть остов будущего масштабного здания, который позднее станет одним из символов города. Кстати, несколько работ на эту тему не так давно приобрел у художника музей-мемориал В.И. Ленина.
Удовольствие от живописи Бориса Николаевича получат не только краеведы, но и лирики и романтики. Палитра художника в передаче впечатлений от Ульяновска днем и ночью, в разные времена года многоцветна, она передает тончайшие оттенки красок. Эмоции от нежности весенней зелени в сквере, от ночных огней улиц, от стайки яхт, качающихся на волжской воде, и другого – импрессионистичны, наполнены жизнью и радостью.
Ирина Морозова