Энергосбережение – ключевое звено в реформе ЖКХ. Достаточно напомнить, что в структуре платежей львиная доля отводится энергопоставщикам, и, к примеру, в Ульяновске эта доля составляет 65-70 процентов от всей суммы квартплаты. Сейчас вышел федеральный закон, обязывающий регионы разрабатывать программы энергосбережения. Как в этом плане выглядит Ульяновск?

Об этом мы попросили рассказать Валерия Степановича Пелиха, который в свое время занимался этой проблемой.

– Валерий Степанович, известно, что Вы входили в группу, которая начинала разрабатывать программу энергосбережения в Ульяновской области…

– Да, входил. И даже был, или почти был, первым директором центра энергосбережения при правительстве Ульяновской области. Почему «почти был» – об этом вы поймете из моего рассказа.

Предыстория такова. Еще в 2005 году 5 млн рублей были заложены в областном бюджете на разработку программы энергосбережения. Но деньги тогда не были использованы, и программу решили продвигать силами общественности. В 2006 году создали межведомственный совет по энергосберегающей политике и энергосбережению, привлекли туда порядка 60 руководителей предприятий и организаций, в том числе и меня. Мы стали собираться, попытались сделать анализ, чтото стали обобщать. Надо понимать, что работа предстояла серьезная, очень объемная, а директора – люди занятые. Сначала нужно было провести мониторинг, понять, что имеем, какие базовые показатели. Приступили к анализу, появились первые выводы. Также стало понятным, что без активного участия или соучастия органов власти работа не пойдет многие данные мы просто не могли получить.

Вместе с тем довольно быстро выяснилось, что наши решения, рекомендации никто не слушает и в них, что называется, не заглядывает.

Профильные министерства их игнорировали, хотя сами готовили и проект закона об этом совете, и проект постановления правительства Ульяновской области. Совет работал вхолостую, сам для себя, и я поставил вопрос о его самороспуске. После этого демарша мы написали одно письмо губернатору, другое – в итоге началось какое-то шевеление. Наконец, в правительстве пришли к выводу, что надо создавать центр энергосбережения, структуру, которая бы постоянно и в штатном режиме работала в этом направлении. И в конце 2007 года вышло постановление правительства о создании такого центра в Ульяновской области. Морозов нас собирал, слушал предложения, в том числе об организационно-правовой форме центра. Я настаивал на областном государственном учреждении, а не акционерном обществе. Доводы были такие: статус госучреждения позволит проводить целенаправленную политику правительства Ульяновской области, даст возможность участвовать в разработке мероприятий в правительстве России и, в конечном итоге, воздействовать на все процессы, происходящие здесь. Другого пути, кроме администрирования, использования административного рычага воздействия на эту сферу, я не видел. Когдавсе было принято, а был конец 2007 года, этот вопрос окончательно обсуждался на заседании правительства.

И вот, после заседания правительства, звонит мне Никитин, тогдашний министр строительства и ЖКХ, и говорит, мол, заварил эту кашу, давай сам и разгребай. В смысле – бери на себя руководство центром. Вот тебе кабинет, как раз напротив памятника Ленину, заходи и действуй.

– Таким образом, центр энергосбережения был впервые встроен в структуру органов управления Ульяновской области… – Я знал, что областное государственное учреждение (ОГУ) – бюджетное учреждение, живущее исключительно по смете. Понимал, что первое время буду заниматься только организационными вопросами – уставом, регистрацией, открытием счетов, формированием небольшого дееспособного штата. Кстати, нам и помещение вскоре выделили в Железнодорожном районе. Но я не предполагал, насколько все окажется забюрократизированным. На каждый чих – десять виз. Я еще не вступил в должность, у меня не было ни помощника, ни юриста, а все мое время занимали бесконечные согласования и переписывания проекта устава, хождения по инстанциям… Месяц был потрачен практически впустую, пошел другой, центр все еще не заработал, его еще предстояло зарегистрировать.

Что задача эта непосильная, я понял, когда набегался по инстанциям, а результат был нулевым. Я понял, что буду обивать пороги еще с полгода, что никому, кроме меня, даже не принятого директора, этот центр не нужен. Я еще попытался как-то ускорить процесс согласований, предлагал: у вас на каждом столе стоит компьютер, все они «обвязаны» – давайте примем постановление правительства, дадим срок на внесение замечаний в устав, потом обобщим, и все. На меня смотрели, как на зачумленного. И я увидел замкнутый круг. Я больше не стал ни к кому апеллировать, даже не стал оформляться, а просто ушел.

– То есть даже в трудовой книжке не появилась запись, что Вы были приняты на должность директора пресловутого центра?

– Совершенно верно. В декабре я оставил эту «деятельность», год закончился, начался новый. И вот в марте звонит сотрудник из аппарата правительства области: «Валерий Степанович, вам нужно на ближайшем заседании правительства Ульяновской области отчитаться о работе центра энергосбережения и о расходовании бюджетных средств».

Мне стало любопытно, как такое возможно в столь педантичной структуре, как правительство области. Ведь центр не зарегистрирован, счета не открыты, директор не оформлен… Они что там, не в курсе, что ли? Спрашиваю, а как мой отчет будет выглядеть практически. Он: «Вы напишите, привезите нам, мы подправим, и будете там докладывать».- «Я не об этом, я хочу сказать, что центр как предмет обсуждения не существует в природе». Сотрудник, чувствуется, смутился. «Как это нет центра? У меня вот на столе лежит пакет документов, утвержденный правительством Ульяновской области!» – «Вы по образованию кто?» – «Юрист». – «Тогда вы как юрист должны знать, что рядом с этим пакетом должно лежать свидетельство о государственной регистрации. Оно есть?» Пауза, шелест бумаг. «Его нет. Но лежит ваше заявление, завизированное руководством области».

– «А рядом с этим заявлением лежит какойнибудь приказ, утверждающий меня в этой должности» – «Нет». – «А кто вам дал такое поручение?» – «Губернатор…» Это в качестве иллюстрации к той схеме управления, которая действует в правительстве области. Она крайне неэффективна, говорю это как человек, многие годы работавший в государственных органах. И мне есть с чем сравнивать. В том числе и с другими регионами. Еще бы хотел отметить неумение власти концентрироваться на основных направлениях деятельности, нацелиться в работе на конечный результат. Я вспоминаю, как за три года работы в области Геннадий Васильевич Колбин сумел дать сильный толчок последующему развитию Ульяновска. Была, по сути, заложена и узаконена программа его социально-экономического развития. Другое дело, что потом все поменялось и темпы были потеряны. В том числе и с новым волжским мостом.

– Но вернемся к центру энергосбережения. Что было дальше?

– Потом пригласили Константина Александрова из Димитровграда, тот директором поработал несколько месяцев. Потом звонит мне, спрашивает: «Ты как занимался этим центром?» Ну, что, думаю, ответить? «Да как? Потыкался, поупирался лбом в стену, потом повернулся и ушел!» – «Вот и я разворачиваюсь и ухожу. Так работать невозможно!» Потом на центр назначили Виктора Шингарова, он чтото пытался сдвинуть. Сейчас и его там нет. А центр так и остался в намерениях.

– То есть происходит потеря запала на дальних подступах к проблеме… – Понимаете, нельзя так заниматься важнейшей на сегодня проблемой – открыл и забыл. Важнейшая, узловая тема сегодня понимается узко, энергосбережение трактуется как способ экономии средств жителей, а также бюджетных учреждений. Но энергосбережение должно охватывать все сферы. Ведь отсюда идет и себестоимость промышленной продукции, и сдерживание тарифов. На этой основе можно говорить о производстве новой энергоэкономичной продукции и материалов. В 2005 году я участвовал в работе международного симпозиума по этой проблематике, проводился он в Татарстане. Там были обнародованы данные, эффект, который республика получила от внедрения разработок и программ энергосбережения в 2000-2005 годах – 26 млрд рублей по теплу и 9 млрд рублей по электроэнергии. Мне довелось тогда пообщаться с одним из директоров Нижнекамского нефтехимического комплекса. «Зачем вам это надо – ехать сюда, развертывать стенд? Продукция у вас расходится, предприятие мощное». – «Попробуй, не занимайся этим, – поведал он тогда. – Сам «Бабай» держит программу на контроле. И потом, мы даже не представляли себе эффект и выгоды от внедрения разработок. Сейчас нас уже не своротишь…» Жаль, что у нас, в Ульяновске, воз и ныне там. Не хочется критиковать никого персонально, повторю в целом: система управления в регионе не нацелена на конечный результат. Центр энергосбережения – лишь частный случай, доказывающий это.

Комментарий депутата Законодательного Собрания Ульяновской области, доктора технических наук Вячеслава Алексейчика: – Надо сказать, первые шаги на пути энергосбережения мы делали еще при Горячеве.

Была создана рабочая группа, стал издаваться журнал «Энергосбережение в Ульяновской области», потом он даже назывался «Энергосбережение в Поволжье». Наряду с научными статьями мы старались давать информацию на уровне сельских районов, разъяснять нормативные документы, подсказывать советом. Потом зашевелились другие регионы, а у нас, наоборот, все стало затихать. Правильно сказал Валерий Степанович, если нет нормального управления этим процессом, ничего не будет. Нужен орган управления на уровне правительства, который будет это вести. В Татарстане, к примеру, есть агентство по энергосбережению.

Наши соседи давно установили счетчики учета энергоресурсов, и оказалось, что по горячей воде норматив был сильно завышен, практически вдвое, по холодной воде и газу реальное потребление оказалось также значительно меньше. Татарстан ежегодно проводит большие выставки по энергосбережению, у них проходят все крупные совещания-семинары на тему ЖКХ, и их наработки взяты за основу при разработке федеральной программы. Бывший президент Шаймиев рассказывал, что заняться энергосбережением его заставили разговоры с зарубежными партнерами. Мол, как же получается, мы у вас покупаем энергоресурсы по высокой цене, платим своим рабочим хорошую зарплату, а наша продукция все равно конкурентоспособна на российском рынке? Словом, в Татарстане взялись за эту проблему не на словах, а на деле. И Шаймиев это жестко контролировал. А мы упустили инициативу, подругому не скажешь. Сейчас явочным порядком всех обязали разработать такие программы. У нас конкурс выиграла московская фирма, она и готовит программу для Ульяновской области.

Александр Волгин