До недавнего времени самым древним наземным зданием Ульяновской области считалась Канадейская башня. Имелись разные мнения о времени её постройки – конец XVII века, либо начало XVIII века. Однако результаты проведённых автором в 2018 году исследований показали, что Канадейскую башню соорудили не ранее 1750 года. Поэтому, сейчас древнейшим зданием, сохранившимся на территории Ульяновской области, является церковь в селе Осока Барышского района. Этот каменный храм был построен на средства прихожан в 1743 году и освящён в честь Тихвинской иконы Божьей матери. Престолов в церкви было два: главный – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, и в тёплом приделе – во имя Святых Мучеников Кирика и Иулитты. Храм в селе Осока принадлежит к редкому в Среднем Поволжье образцу нарышкинского барокко. Близкие по стилю храмы, тоже построенные в первой половине XVIII века, сохранились в соседних Пензенской и Самарской областях: Христорождественская церковь (1724) в селе Нижнее Аблязово Кузнецкого района, Троицкая (1730) и Богородицкая (1730) церкви в селе Троицкое Сызранского района, Христорождественский собор (1741) в городе Сызрань и др. *** НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО Нарышкинским барокко, условно, называют стиль в русской архитектуре рубежа XVII – XVIII веков. По мнению академика Дмитрия Лихачёва, нарышкинское барокко – «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий. Стиль «барокко» распространился в Западной и Центральной Европе в XVII столетии, и отличался в архитектуре излишней вычурности форм. В Россию этот стиль попал благодаря Петру I, и дошёл с запозданием, когда в Европе уже распространился стиль классицизма. Своим названием он обязан боярскому роду Нарышкиных, которые были заказчиками многих церковных построек. Самым активным из «Нарышкиных-строителей» был Лев Кириллович, родной дядя Петра I. В качестве главы Посольского приказа Лев Нарышкин бывал за границей, где и полюбил красивую архитектуру, а потом воссоздавал увиденное в своих владениях. В архитектуре нарышкинского барокко соединились традиции зодчества Древней Руси и новые западноевропейские веяния. Особенность нарышкинского барокко — это причудливое сочетание правильных геометрических форм и линий. Все постройки состоят из поставленных друг на друга кубов, шестигранников и восьмигранников. Их простые плоские стены украшаются затейливыми формами декора из сочетаний красного кирпича и белого камня: белокаменными арками, колонками, резными наличниками, колоннами с резными капителями, пилястрами, которые придавали зданиям строгий и вместе с тем праздничный вид. Как правило, нижний этаж таких церквей прост в отделке, а верхний — пышный, что иллюстрирует идею о земном и небесном мирах. *** АРХИТЕКТУРА ОСОКИНСКОГО ХРАМА Выстроенная по традиционной схеме церковь состоит из двухсветного четверика храма, с примыкающей с востока вытянутой апсиды с полукруглым завершением. С запада к храму примыкает низкая трапезная. Невысокий придел во имя Святых Мучеников Кирика и Иулитты у северо-восточного угла трапезной придаёт композиции памятника живописную асимметричность, характерную для зодчества XVII — начала XVIII вв. Здание стоит на бутовом фундаменте из дикого камня и разновысоком кирпичном цоколе. ДЕКОР ФАСАДОВ Фасадный декор церкви выполнен в духе «нарышкинского барокко», который наиболее ярко проявляется в рисунке наличников. Арочные окна храма и апсиды заключены в наличники с полуколонками с базами и капителями и с высокими трапециевидными фронтонами, а прямоугольные окна восьмерика — наличниками из полуколонок с лучковыми фронтонами. Верх стен украшен городчатым поясом, и завершен профилированным карнизом. Верхние углы четверика храма украшены рустованными лопатками, а нижние — спаренными полуколоннами. Углы трапезной выделены пучками колонн. ХРАМОВЫЕ РОСПИСИ На внутренних стенах храма до недавнего времени сохранялись старинные росписи: «Господь Вседержитель». В руках Спасителя открытая книга с текстом «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; «Христос утешитель». «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28); «Распятие Христово»; «Боголюбская икона Божией Матери». В руках Пресвятой Богородицы свиток, на котором написано: «Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное»; «Благословение детей». Роспись изображает евангельское событие: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:13-16).»; «Иоанн Креститель»; «Евангелисты» — Иоанн, Матфей, Лука, Марк. *** В приделе на полусводе алтаря сохранились росписи с изображением «Тихвинской иконы Божьей Матери». Судя по стилю письма и по сохранности, она самая древняя, из сохранившихся на стенах церкви. Возможно она была создана ещё в XVIII веке, вскоре после постройки церкви. Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) — одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. По преданию, образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина: «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» сообщается, что икона «ангелами невидимо носима», семь раз «светозарно шествуя по воздуху» появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. В 1920-х годах икона стала экспонатом местного краеведческого музея. Во время Великой Отечественной войны она оказалась у немцев, а затем у американцев. Только в 2004 году икона была возвращена в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. *** ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999. № 959-р церковь в селе Осока была поставлена на учёт как выявленный объект культурного наследия (памятник истории и культуры) — «Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (православный приходской двухпрестольный храм)», 1743 г. Летом 2017 года была проведена государственная историко-культурная экспертиза Осокинской церкви. *** АКТ государственной историко-культурной экспертизы на выявленный объект культурного наследия «Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери православный приходской двухпрестольный храм», 1743 г., расположенный по адресу: Ульяновская область, Барышский район, с. Осока, центр села
Правительство Ульяновской области. Государственный контракт № 157-ДХ-П от 20.06.2017 г.
ООО «Эксперт» – директор Куптулкин Александр Васильевич, адрес: 432030 г. Ульяновск, ул. Ипподромная, 13 б. ИНН 7327061036/КПП 732501001, Шашин Сергей Ирикович (г. Киров); образование – высшее профессиональное. Кировский политехнический институт, специальность «Промышленное и гражданское строительство», квалификация инженер-строитель, диплом РВ № 490171; стаж работы но профилю экспертной деятельности 22 года; аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.12.2014 года № 2448 (объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия; документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр; проекты зон охраны объекта культурного наследия; документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.)
Обоснование целесообразности включения (либо отказа во включении) выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и определения категории его историко-культурного значения. Вывод экспертизы:
Электронная копия документа здесь *** На основании этой экспертизы уполномоченный государственный орган охраны объектов культурного наследия Ульяновской области – Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области приняло решение не включать построенную в 1743 году Тихвинскую церковь, расположенную в селе Осока, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Такое решение принималось тогдашними руководителями Управления по охране объектов культурного наследия — Хаутиевым Шарпудином Маулиевичем и Ерёминой Любовью Владимировной. Таким образом, самое древнее наземное сооружение Ульяновской области, ценнейший памятник истории и архитектуры всероссийского и мирового значения, по мнению чиновников не является объектом культурного наследия. Почему было принято решение о снятии этого храма с государственного учёта и охраны как памятника истории и культуры: из-за профессиональной некомпетентности, из корыстных побуждений или это было прямое вредительство — не знаю. Жители села Осока в последние годы проводили ремонт здания церкви, который завершился в 2020 году. При этом, так как церковь с 2017 года не считается объектом культурного наследия, ремонт производился самостоятельно, без разрешения государственный орган охраны объектов культурного наследия, без проекта реставрации и без привлечения специальных реставрационных организаций. Такой самостоятельный ремонт старинной церкви привёл к искажению её исторического облика. Неясно также, в каком состоянии сейчас находятся ценнейшие росписи — и сохранились ли они до наших дней. СЕЛО ОСОКА Село Осока расположено в 22 км к юго-востоку от города Барыш на речке Росочке, притоке реки Сызранки, в окружении залесённых холмов. Возникло поселение в 1654 году. В 1780 году в Осоке насчитывалось 140 жителей. А в 1913 году в русском селе Осока был 281 двор, 1098 жителей, Тихвино-Богородская церковь, церковно-приходская школа, базары по понедельникам. В XIX — начале XX вв. село относилось к Сенгилеевскому уезду Симбирской губернии. В 2010 году в Осоке проживало 127 человек, преимущественно русские. ******* Автор: Радий Губайдуллов — специалист по охране и использованию объектов культурного наследия Ульяновской области, член научного совета Научно-исследовательского центра «Приходская история» (Москва) Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Ё-П-Р-С-Тушник
ЕГЭшное недообразование журналистов Улпрессы так и бьет в глаза! К древностям в образованном обществе обычно относят то, что было примерно тысячу лет назад и старше: Древняя Русь, Древний Рим и т.п. А если остаткам церкви каких-то 200-300 лет, то это не древность, а всего лишь “седая старина” – времена Петра Первого или даже периода войны с наполеоном
епрстТушнику
280 лет – это древность для региона.Тем более здание этого стиля и возраста осталось в единственном экземпляре. Так,как вы выразились, и можно про пирамиды сказать,что 8 тыс лет назад это не древность,а древность только эпоха динозавров.Если то ,что меньше тысячи лет для вас не древнее,то получается древностей на Руси почти нет,что звучит абсурдно.Надо измерять древность по истории своего государства, иначе эта шкала необъективна. Даже 200 лет назад-это древность ,ибо мало что осталось с тех времен.А стариной справедливо считать не только императорскую Россию,но и сталинский СССР( а то его наследие снесут чиновники,чтоб не ставить на охрану,что мы видим на примере больницы)Надо ценить даже совсем недалекое прошлое,ибо Советский Союз -это Древний Рим нашего коронавирусного и чумного Средневековья.
Предыдущему
А вы времена Волжской Болгарии не считаете историей нашего края? Если считаете, то 1740 год это не древность.
Житель
Фото понравилось
ш
Позор. Теряю остатки уважения к гос власти и вообще к “высокой образованности” экспертов региона. Где вы видели,чтоб татарстанцы сняли с охраны священный Болгар или чудесный Свияжск ? Нет,они внесли в их Юнеско и зарабатывают деньги на старине и туристах. В Ульяновской области древнейшее здание зашили в сайдинг,а Канадейскую башню разрушили равнодушием. И ведь пишут нагло в комментариях и анонимные тролли и госвласти о том,что здание не имеет ценности.А что имеет ?Так говорят только сумасшедшие нигилисты или дураки.Конструктивизм репрессирован вместе с ломаемой Больницей,Нарышкинское барокко снято с охраны и уничтожено.Самим не стыдно? Какие-то орангутаны у власти.Все больше понимаю масштаб той тьмы невежества ,которая колосится в сознании людей, ответственных за принятие решений. НЕ безбожники 1930-ых,лишившие достопримечательностей русские города,а госчиновники эпохи “культурной столицы” забили последний гвоздь в крышку Симбиро-Ульяновской архитектурной старины. Симбирск был заповедником церковного нарышкинского барокко и бездарно снесен людьми ,лелеявшими мечту спасти население от религиозного дурмана,но избавившими его от собственных архитектурных сокровищ. Вся “любовь ” к Симбирску нынешних региональных правителей не стоит и выеденного яйца.Чудом избежавший геноцида шедевр зодчества погиб в Осоке в “эпоху возрождения духовности”.Гигантские торговые центры и крошечный краеведческий музей(который был даже в бедные в 1920-е два раза больше нынешнего)- вот настоящее соотношение интересов “элиты” общества.
Гость
Осокинцы молодцы! Может вся эта чиновничья эквилибристика с включением-исключением из списков даже и лучше для храма – люди смогли его восстановить без строгих требований к фасаду и цвету кирпичей. У нас куча объектов, которые просто разрушаются под государственной “охраной”.
т
Таким молодцам и кремль в сайдинг зашить подсилу. Благими намерениями выстлана дорога сами знаете куда. Надеюсь,что этот вандализм будет исправлен на научную реставрацию,когда к власти в УО придут не эффективные менеджеры – хапуги ,а краеведы – патриоты.А тут,мил человек ,изменен не цвет кирпичей,а сбит единственный в регионо чудесный декор ,который со времен Елизаветы Петровны продержался.
Из Ульяновска
Теперь не барокко, но кладку закрыли бережно,может быть когда нибудь восстановят.
н6
Фреска с распятым непропорциональным Христом- чудесна. Это яркий авторский стиль ,некий гротеск,который выдает художника -самоучку .В 1743 году еще не было в России своих традиций академизма-реализма и доживали свой век народные формы художественного искусства.Поэтому изображение такое теплое и человечное, цепляет глаз,в отличие от одинаковых по стилю фресок в разных храмах .
–
Теперь я понимаю ,почему в Барышском кафедральном соборе трудно найти что-то от 1754 года,значащегося как год строительства здания.Все многократно перестраивали и (что обидно !) не известно его ни дореволюционных,ни советских фотографий.
Ну чему удивляться
Был хапуга Хутиев , брал со всего до чего мог дотянуться, кажется. Но он хоть изображал видимость какой то деятельности. Вещал иногда нам о своей любви к нашим камньям. Оказывается и это было ширмой!!! Сейчас какая то абсолютно серая мышь Герасимов молча позвлоляет разрушить больницу – памятник конструктивизма, пустить с молотка дом ,где жил академик Сахаров, но не упускает случая урвать 40 тысяч с пенсионеров за таблички.молодец.
Роман
Так о каком селе идет речь в заключении экспертов? Об Осоке или Смольково?
Роман
В Акте в выводах указано село Осока. Это Улпресса в п.2 и п.3 с какого-то рожна с.Смольково воткнула.
Автор
Опечатка
Снести
..а кирпичные кучи пустить на дорогу в ближайшее село
?
Откуда только такие мракобесы берутся,чтоб народную гордость предлагать на мощение дорог разрушить.
Историк
о каком уважительном отношении к старине в далеком от Ульяновска селе вы говорите? В самом-то Ульяновске власти наплевательски относятся к памятникам старины. По древности Винновская роща такого же возраста,что и церковь в Осоке – середина 18 века.С ней связаны имена Киндяковых,всяких масонов,Гончарова,Перси-Френч, а через Френч связи тянутся в китайский Харбин – потому что именно туда она уехала после революции.Тут романы писать можно!Однако власть решила в центре рощи устроить тир с сауной,где будут танцевать всякие спортсмены с девочками… А вы надеетесь на лучшее…
Wizard
Кстати до сих пор не ведутся работы по восстановлению разрушенного храма.Железный остов креста свернут в “бараний” рог. Загажены склепы в основании бывшего здания. Отдельные авторы известного просветительского журнала предлагали просто засыпать это наследие Симбирской культуры. Куда не посмотри – везде разруха. Да и современный облик Ульяновска не вызывает никакого чувства восхищения.Даже по сравнению с соседними про столицами,а не распиаренными авиационными или Европейскими))). Одиозные министры возглавлявшие профильные министерства думали вероятно не о людях,а о чем то другом…
л
Согласен.Винновка с Храмом масонов,малым и большим склепами стала бы нашим “Коломенским”,знаменитым историко-архитектурным заповедником. Сейчас из небытия облик Спасского собора 17 века подняли,но это утешение перечеркнуто умышленной гибелью подлинных зданий ( красивейшей церкви в Кашинке,володарской больницы,, фасадов и интерьеров осокинской церкви).Думаю ,комитет по наследию обязан стать копией РПЦ – принимать спонсорскую помощь и даровать за это жертвователям-меценатам саморекламу и краеведческую благодать.А то несправедливо все это.В церковь идет финансирование на храмы-вагончики и уродование памятников старины (сгубили сайдингом чудесный теремок-храм в Игнатовке,а теперь и в Осоке).А Ни Один памятник старины не отреставрирован и даже не законсервирован.Как правило,чиновники в первую очередь снимают с баланса здания-памятники. Уже сам губернатор наверное забыл,как клялся отстроить Дом Языковых в их усадебном парке к 2014 году…
Гость
Где Союз краеведов? Где РГО? Где НИИ истории???
Wizard
А кто в РГО? Известные в ВЛКСМ деятели?
Wizard
Проезжая недавно по Тереньге с внуками опять испытал чувство стыда за бездарное руководство мероприятиями по сохранению культурного наследия.Много лет разрушается жемчужина Симбирской архитектуры – здание усадьбы Перси Френч.А ведь руководство области “грозилось” выделить 20 миллионов рублей на ее восстановление. Пустые слова. Не только в Америке,но и и у нас есть пустословы.
Никогда такого не было и вот опять
Правду говорите. Сердце разрывается в клочья, когда видишь как на твоих глазах рушится то, что можно сохранить. Стыдно должно быть нашим чиновникам.
6
Судьбу Теренгульского Дворца власти уготовили последней в окрестностях города абсолютно целой усадьбе – Скугарееке, Они отключили еще осенью отопление,а сейчас потирая ручки ждут пока превратятся в труху три величественных корпуса конного двора,поистине царские хоромы в камне господского дома,трогательная въездная башня. Созданное еще при Ленине ПТУ успешно ликвидировано и усадьба без хозяина.Улновости,которые известили об этом приговоре усадьбе(отключении отопления),убиты хакерами и не открываются уже неделю.
Кадилоносец
Данный ТЦ расположен далёко от рыбных проходных мест, такшта сами и восстанавливайте енти фрески да полуколонны! А мы построим новенький прям в сквере ДК УАЗ, пусть и с китайскими росписями да побрякушками с алиэкспресса, зато на рыбном месте!
А
еще лучше на эспланаде, за краеведческим музеем.
Кузьма Егоров
Вопросы:
Кто виноват?
Что делать?
Вопрос
А что мешало Губайдулову за 10 лет работы в гос органе по охране культурного наследия, принять меры к сохранности такого уникального памятника?
А
Именно в период работы Губайдуллова в госоргане по охране культурного наследия (1998-2009 гг.) этот памятник и был поставлен на государственную охрану, и не подвергался умышленному повреждению и разрушению
А
Вопрос был не о постановке на госохрану это, собственно, ничего не дает, поскольку не означает, что деньги выделятся на реставрацию) а о том, чтобы принять меры к сохранности (читай – реставрации). Вещи, согласитесь, немного разные.
А
Вы сначала изучите внимательно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, а потом такие вопросы задавайте
еще Вопрос
И что мешает Губайдулову и другим обратиться в гос орган по охране культурного наследия о включении этой церкви в список выявленных объектов? Ничего и никто не мешает. Или это не специалист, или просто нужен хайп
А
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”
Статья 16.1. Порядок выявления объектов культурного наследия
(введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
1. Региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее – объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика.
Б
Как раз ст.16.1 ч.1
“Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами”. Это право никто не отменял
А
А вы, вероятно, и есть тот самый “эффективный менеджер”, который поставлен охранять памятники истории и архитектуры в УО, однако не в состоянии капитель от сандрика отличить, и поэтому свои должностные обязанности, пытающийся переложить на сторонних физических лиц??
Кузьма Егоров
Так эта церковь уже была же включена список выявленных объектов культурного наследия в 1999 году, однако в Государственный реестр ОКН руководители местного госоргана её не включили. Что поменялось-то? Что вы имеете ввиду этим своим заявлением? – поясните пожалуйста
Кузьма Егоров
Акцентирую – эту церковь отказались включать в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации всего три года назад, – в 2017 году
вася
теперь -можно разбирать церквушку-на кирпичи.
Село осока
Хороший пример проведения политики геноцида русского народа проводимой с 1917 года.