Старое крыльцо Дома-музея В.И. Ленина не выдерживает потока туристов. Проблемы с капремонтом могут стать препятствием похода в самый старый музей региона. Татьяна Михайловна Брыляева, которая является директором уникального памятника культуры уже 35 лет, поделилась победами и бедами музея.

Дом-музей В.И. Ленина поистине уникальный музей. Здесь по-настоящему ощущаешь ту эпоху, в которой жил маленький Ильич. Сюда можно возвращаться вновь и вновь и узнавать для себя что-нибудь новенькое. Вот и на этот раз Татьяна Михайловна Брыляева по скрипучим половицам Дома-музея сначала провела в комнату Володи Ульянова. В конце прошлого года здесь появился новый экспонат – форма гимназиста.

– Татьяна Михайловна, что Вас подтолкнуло воспроизвести гимназическую форму?

– Пополнение экспозиции сделано с целью совершенствования музейного интерьера. К разработке данного вопроса мы приступили в год 140-летия со дня рождения В.И. Ленина. Я еще раз перечитала все высказывания Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой, что она планировала в развитии музея, что не хватало музею. Согласно ее словам, в зрительный ряд музея можно ввести из одежды только гимназическую форму мальчика. Мы долго думали, как ее реконструировать. За помощью обратились в наш драматический театр, поскольку они готовят сценические костюмы и единственное после музеев учреждение, которое приобретает старинные ткани, чтобы пошить костюмы для спектаклей. Они вошли в наше положение и согласились изготовить. Ольгой Григорьевной Соломко, заведующей костюмерным цехом Ульяновского театра драмы, был разработан проект гимназического полукафтана. А сшили его из тканей начала 20-го века, закупленных у населения. Оплату за кафтан в размере 6000 рублей произвел Ульяновский ОК КПРФ. Потом экспонат поместили в комнату Володи Ульянова в простенке между печью и кроватью. Правда, сейчас кафтан взял на прокат, на выставку «Все мы родом из детства», музей мемориала. Но в скором времени он вернется в дом-музей.

Между прочим, в 19 веке эта форма стоила бешеных денег – 8 рублей (при цене пуда пшеницы 1 руб. 33 коп.). Так что дети крестьян и ремесленников не могли обучаться в гимназии, поскольку не могли обеспечить ребенка даже формой, не говоря об учебниках.

– В прошлом году Дом-музей отмечал 87-летие. Чем была примечательна эта дата?

– На 87-летие произошло более предметное мое знакомство с Львом Федоровичем Игониным. Как фотографа я знала его давно, а в декабре прошлого года мы разработали совместный творческий проект «Люди идут к Ильичу». Выставочная экспозиция включает фотографии посетителей Дома-музея с их автографами. Большая часть фотографий политических деятелей, которые посещали музей, была выполнена Львом Федоровичем. Мы планировали представить экспозицию вместе на музейном фестивале, но… Лев Федорович ушел из жизни. И выставочная экспозиция была посвящена памяти Игонина, талантливого мастера и прекрасного человека.

На 87-летие Дома-музея у меня состоялось еще одно интересное знакомство с 13-летним художником Юлием Владимировым. Он пришел ко мне накануне нашей даты и принес то, что нашел во время хождения по городу. Юлий стремится зарисовать уходящий город и то, что мы теряем под натиском современной застройки. Так, юный художник передал в дар, найденный им небольшой детский чемоданчик с фантиками дореволюционных конфет, купюры 1921 года с подписью наркома финансов Крестинского, маленькие детские игрушки. Мы представили все это на выставке дарителей. На это мероприятие он уже принес свои рисунки старых домов уходящего города. И тогда мы договорились, что в мае откроем его персональную выставку. На «Ночь в музее» мы эту выставку представили.

Я сравниваю творчество этого мальчика с творчеством Архангельского. Он ведь тоже рисовал старый уходящий город.

– Дом-музей В.И. Ленина первый ленинский музей, который был основан в Симбирске 10 декабря 1923 года в доме, где проживала семья Ульяновых в 1878-87 г.г. Как давно в нем делали ремонт?

– Очень давно, еще при Горячеве. Вот уже крылечко проседает. Когда иностранцы шли, а они ведь все тучные, половицы аж прогибались. Думала: «Все, сейчас кто-нибудь рухнет». Но просто так взять и отремонтировать крылечко у нас нельзя. Мы являемся объектом культуры «Литера А», то есть наш музей мемориальный и входит в число самых, говоря по-современному, «крутых» памятников, которые могут реставрировать специальные строительные компании, имеющие право на реставрацию. А поскольку эти компании с лицензией, то и цена их работ взлетает в несколько раз. И дальше все, как снежный ком… Тем не менее, самая главная проблема в музее не покрасить полы и починить крыльцо. Дело в том, что у нас мемориальная обстановка. В свое время были изготовлены обои. И рисунок обоев не должен меняться. Раньше изготавливала нам эти обои специальная московская обойная фабрика, но с развалом Советского Союза развалилась и эта фабрика. А потом наступила новая эра технологий обойного производства. Ширина куска изменилась, не говоря о структуре. Теперь мы очень трепетно относимся к нашим обоям и ждем нового витка развития технологий, когда можно будет напечатать обои на принтере.

– Вы сейчас в федеральной собственности? Другими словами, кто Вас финансирует?

– Когда был Советский Союз, то мы, конечно, были филиалом Центрального музея Ленина. То есть были собственностью союзного значения, содержала нас партийная касса. В 1991 году главой администрации стал Юрий Фролович Горячев. Опасаясь актов вандализма (как случилось с Центральным музеем Ленина, который был за ночь разобран), он решил взять Дом-музей и Ленинский мемориал в местный бюджет. С того самого времени мы финансируемся из областного бюджета.

– То есть если правительство региона решит Дом-музей сохранить и выделит деньги из бюджета, то капремонт сделать возможно?

– Да, в планах это и есть. Но мы прекрасно понимаем, что кроме музея Ленина есть дома культуры в сельской глубинке. Конечно, хочется напомнить, что Дом-музей В.И. Ленина – лицо нашей области. Мы терпеливо ждем своей очереди.