В Ленинском мемориале на прошлой неделе открылась выставка «Наивное искусство Симбирска – Ульяновска». Здесь представлены 60 произведений ульяновских художников так называемого «наивного направления» в искусстве, в том числе Петра Картюкова, Николая Козырина, Ивана Кузина, Натальи Топорковой, Михаила Двугрошева, Евгения Феофанова. Большинство ульяновских художников стали участниками многих знаковых в развитии искусства отечественных и зарубежных выставок. Работы ульяновских «наивов» находятся в коллекциях Государственного Российского Дома народного творчества, Музее наивного искусства (Москва) и других музеях страны.
Наивное искусство (naïve art) — одно из направлений примитивизма 18-21 вв., включающее самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру) и изобразительное творчество художников-самоучек.
Работы М, Двугрошева, H. Козырина, Е. Фофанова экспонировались на Международной выставке «Инсита-1994» в Братиславе (Словакия). В 1999 году в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина была открыта выставка живописных произведений «наивного» художника из города Димитровграда Ульяновской области Козырина Н.И. (1908-1995). Эта выставка стала событием не только для Ульяновской области, но и для всего движения художников наивного искусства, для специалистов, посвятивших этой тематике многие годы. Впервые произведения художника-самоучки соседствовали с работами блистательных мастеров классики и авангарда.
Топоркова Н. Три горы Прислонихи. 1992
Топоркова Н. ДК «Современник». 1992
Широкому кругу специалистов и ценителей наивного искусства известно имя Картюкова П.С. (1925 – 2001), ветерана войны и труда, заслуженного работника культуры Чувашии. Его «полотна – ковры» – это не только наивная и искренняя иллюстрация далеких событий, но и в чем-то характеристика отдельных индивидуумов советского времени.
Фофанов Е. Венец. 1992
Фофанов Е. Моя родина. 1991
Миронов В. Ф. родился в 1941 оду в Ульяновске. Работы художника созданы с оглядкой на привычное академическое искусство. А используемые сюжеты, знаки и символы (за основу берет женский образ) дают возможность художнику провести зрителя через собственное восприятие жизни. Известный московский искусствовед, многие годы изучающий творчество художников непрофессионалов, И. П. Вовк написал о художнике: «Миронов, на мой взгляд, представляет собой нечто среднее между «наивом» и аутсайдером, не являя, таким образом, образец чистого стиля».
Двугрошев М. Старый причал. 1993
Киселев А.В. Черемшанский залив и Волга
Киселев А.В. Латвия. 1993
Козырин Н. Прибалтика. Утро. 1990
Шуенков А.И. Масленица в Симбирске
Шуенков А.И. Пейзаж с собором. 1992
Выставка будет работать до 16 февраля на 3 этаже Большого зала Ленинского мемориала.
Время работы: с 10 до 18 часов. Вход и билеты – в музее Ленинского мемориала. Справки по телефонам: 44-19-41, 44-24-61
Ванька Жуков
Это и есть настоящая культура.А вот загаживание зданий “выдающимися деятелями” — очередное обострение креативной вшивости, коей заражены властные структуры.