Технополитический взгляд на события с «Протоном-М», или
Чем Вертикаль похожа на ракету

27 мая СКР сообщил окончательные выводы о причинах и виновниках крушения ракеты-носителя «Протон-М» в июле 2013 года. Обвинения предъявлены электромонтажнику специзделий Денису Гришину, мастеру Александру Николаеву и контролеру Диане Гудковой, а также начальнику 1653 военного представительства Минобороны РФ Марату Насибулину. По версии следствия Гришин, Николаев и Гудкова еще в 2011 году устанавливали на ракету датчики угловых скоростей, которые позволяют стабилизировать ее по каналу рысканья. «В результате нарушения ими технологической дисциплины, эти датчики были установлены неправильно (с поворотом на 180 градусов от штатного положения). Это исказило работу системы управления ракеты-носителя, вызвало ее падение и разрушение», — говорится в сообщении Следственного комитета.
http://www.gazeta.ru/science/2015/05/27_a_6732509.shtml

Это можно было предотвратить еще 35 лет назад
Я тогда работал на Крайнем Севере инженером по авиационному и радиоэлектронному оборудованию вертолетов Ми-8. Эта прекрасная машина тоже имела свои датчики угловых скоростей. Эти датчики – гироскопы со специальными чувствительными элементами. Мы со школы знаем, что гироскоп (ротор, раскрученный до очень высоких оборотов) всегда сохраняет свое положение в абсолютном пространстве. И поэтому такой гироскоп в случае, к примеру, крена воздушного судна старается сохранить свое положение и давит на чувствительный элемент, передавая таким образом сигнал об уровне (угловой скорости) крена. Этот сигнал подается в систему автопилота (стабилизации), а тот – на элероны для выправления крена. То же самое – по курсу и тангажу, по всем трем осям. Благодаря такой обратной связи, сообщающей о неправильном отклонении, обеспечивается устойчивость всего самолета или вертолета.
И вот, после регламентных работ авиатехник ставил датчики обратно на вертолет. Парень опытный, и мне, молодому инженеру даже было неудобно проверять его работу. А утром, когда пилоты запустили двигатели и начали делать контрольное висение (так всегда делается перед взлетом), сразу после включения автопилота вертолет вдруг стало мотать из стороны в сторону так, что он чуть не рухнул. Благо, экипаж был опытным, и тут же отключил автопилот, да и высота еще была всего в полметра. В противном случае крушения было б не избежать. Стали разбираться, и оказалось, что причина в неправильной установке датчиков угловых скоростей. Корпуса датчиков сконструированы так, что их можно поставить на те же крепежные места наоборот, развернув на 180 градусов, если не обратить внимание на маленькую стрелку «направление полета». Да разве в темноте ангара это бросится в глаза? Более того, и электрические разъемы трех датчиков одинаковые, и их легко перепутать, если не следить за маркировкой. В итоге из-за неправильной установки датчиков малейший крен вправо воспринимался системой стабилизации как, тангаж вниз, и вместо исправления крена автопилот задирал вертолету нос… Страшное дело. Я после того случая совместно с нашим начальником ОТК и техотдела подготовил письмо в министерство гражданской авиации, где указал, что подобные ошибки могут повторяться, если не обеспечить защиту от ошибки – изменить конструкцию датчиков и разъемов, чтобы невозможно было поставить датчик не на свое место. Увы, видимо, чиновничья система не сработала, и кто-то решил, что развивать тему с изготовителем датчиков нет необходимости.
А где-то в 1992 году на «Авиастаре» один из первых Ту-204 повторил историю нашего вертолета – при первом испытательном полете после сборки сразу после отрыва самолет начало мотать по тангажу (в вертикальной плоскости) так, что экипаж с трудом посадил машину. Причина была та же – неправильно установленные датчики угловых скоростей из-за того, что места их крепления позволяли развернуть датчик на 180 градусов.
Судя по всему, и дальше никто не сделал глобальных выводов. Опять система не сработала. И итогом стал «Протон», где точно так же из-за неправильной установки датчиков, поскольку не была предусмотрена защита от ошибки, была нарушена система обратной связи, что привело к потере стабилизации.
Именно поэтому я считаю, что электромонтажник, мастер и контролер – «стрелочники», хотя именно они нарушили технологию. Но я не призываю искать высоких виновников – я считаю, что необходимо на этом (очередном!) уроке сделать выводы и изменить систему так, чтобы ввести максимум защиты от ошибки (у нас называли «защиты от дурака»).

Разрушение обратной связи всегда приводит к крушению
Принцип обратной связи везде и всегда – ОСНОВА УСТОЙЧИВОСТИ любой системы – живого организма, техники, экономики, общественно-политической жизни. Система дает сигнал на действие, датчики (рецепторы) реагируют на отклонение от правильного курса и подают сигнал на корректировку. Радисты, электронщики и те, кто занимается автоматическими системами управления, этот принцип знают как отче наш. Политики, увы, не всегда понимают его. Я считаю, «Протон», словно руками Бога дал нам возможность еще раз осознать, что нарушать этот принцип нельзя. Отсутствие обратной связи может привести к отсутствию устойчивости и потере ориентации в пространстве, но неправильная обратная связь, перевернутый датчик, дающий ложные сигналы на корректировку действия, это крушение.
В обществе (в политике, в государстве) обратной связью являются общественно-политические институты, институты гражданского общества, оппозиция, СМИ, которые первые реагируют на ошибочные действия системы, подавая сигнал об этом. Вертикаль хочет устойчивости, но делает в итоге наоборот, потому что создание «ручных» общественных палат, послушных представительных органов, лояльных народных фронтов, «своих» избиркомов, лишение оппозиции голоса, прикорм своих СМИ и уничтожение независимых, ориентация на партию власти, которая только и думает, как угодить самой власти, – это даже не разрушение обратной связи, это хуже, это в итоге перевернутый датчик, дающий ложный сигнал о положении в пространстве. К чему это приведет, я думаю, вы поняли.